М.М. Невдах Исследование информационных характеристик учебного текста методами многомерного статистического анализа Повышение качества учебной литературы для высшей школы остается одной из острых проблем книгоиздания, от решения которой будет зависеть совершен ствование профессиональной подготовки специалистов. <...> В качестве экспериментального ма териала использовались учебные тексты по философии и экономической теории для высшей школы [1–8]. <...> В основном эксперименте при няли участие 75 студентов БГТУ. <...> В [10] проанализированы основные ме тоды определениятрудности понимания текста: постановка вопросов к тексту, свод ка основного содержаниятекста, методика дополнения, экспертные оценки трудности текста испытуемыми, составление плана или схем текста, угадывание текста по бук вам, интонирование, пересказ, скорость ЛабораторияМоделирование образовательных процессов 117 чтениятекста. <...> В исследовании были ис пользованы наиболее надежные методы: методика дополнения, экспертные оценки трудности текста и метод парных сравне ний. <...> Кроме того, впервые дляоценки труд ности пониманияучебного материала для вузов использовалсяметод парных сравне ний. <...> Методика дополнения представляет со бой заполнение пропусков в тексте, в кото ром слова через определенный интервал заменены точками. <...> Суть экспертных оценок трудности тек ста заключетсяв следующем: после про чтенияотрывка испытуемому предлагалось оценить его трудность по семибалльной шкале: 1 — сверхлегкий текст; 2 — очень легкий текст; 3 — легкий текст; 4 — текст со средней трудностью; 5 — трудный текст; 6 — очень трудный текст; 7 — сверхтрудный текст. <...> Длятого чтобы исключить поверхност ное знакомство испытуемых с текстом и возможное искажение результатов при оценке его трудности, студентам перед вы несением сужденияо трудности понимания текста по шкале предлагалось выписать не сколько ключевых слов и выразить основ <...>