К огда уже появились первые вертолеты, а на смену винтовым самолетам спеши ли реактивные, отечественные авиакон структоры продолжали создавать проек ты летательных аппаратов, выполняю щих функции самолетов и вертолетов одновременно. <...> В попытке освободить летательный аппарат от взлетнопосадочной полосы инженерами уже в то время были спро ектированы самолеты с вертикальным взлетом. <...> Для отрыва от земли без разбега пред лагалось применить все тот же тянущий винт увеличенного диаметра, ось которо го во время взлета находилась в верти кальном положении и выполняла роль подъемного ротора, как у вертолета, а после отрыва от земли поворачивалась на 90о стабилизатор, не позволяющий конвертоплану во время полета вращаться в противоположную оборотам винта сторону. <...> Но полностью избе жать этого трудно, особенно если речь идет об одновинтовых моделях. <...> Если у модели несколь ко винтов и работают они синхронно, вращение конвертоплана в воздухе почти исчезает. <...> До биться синхронного вращения всех винтов лег че всего на резиномоторных моделях, и потому модель такого типа мы предлагаем вам для по стройки и запуска. , переходя в горизонтальное поло жение. <...> Ротор при этом становился тяну щим винтом; подъемную же силу созда вали плоскости крыльев. <...> Идеи создания таких машин уже давно витали в воздухе, но многочисленные проекты начала двадцатого века так и не были воплощены в жизнь, хотя именно тогда было придумано название для но вых машин — «конвертопланы» (от ла тинского converto — «поворачивать»). <...> Конструк ции поворотных винтов с двигателями оказались дорогими и сложными. <...> Почти все модели конвертопла нов собраны по однотипной компо новочной схеме, не зависящей от коли чества двигателей и винтов. <...> Двигатели могут быть компрессионные (электриче ские) и в последнее время даже резино моторные. <...> У резиномоторных моделей нет фюзе ляжа, его роль обычно выполняет рейка небольшого <...>