Искусство чтения Владимир РЕЦЕПТЕР ТЕОРЕМА «РУСАЛКИ» Я сказал: «Поэзия есть Бог в святых местах земли», и это кажется мне математически справед ливым. <...> В. А. Жуковский Две неподвижные идеи не могут вместе суще ствовать в нравственной природе, так же как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место. <...> А. С. Пушкин Первая часть «приключений» пушкинской «Русалки» вышла в свет в прошлом веке, к 200летию со дня рождения поэта, и в те поры продолже ния не предполагала. <...> Но печальная перспектива осмысления композиции и содер жания последней трагедии Пушкина была в ней довольно правдиво предсказана. <...> Главная интрига крылась, конечно, в длительной подготовке и растянутом во времени выходе VII тома нового Академического полного собрания сочинений А. С. Пушкина «Драматические произведения». <...> Полиграфический портрет пушкинской рукописи стал впервые доступен в из дании А. де Бионкура в 1901 году1. <...> Но получив доступ в рукописный отдел Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом) на набережной Макарова, 4 и встретившись с самой руко писью, каждый, подобно мне, окажется пожизненно ошеломлен ее красотой и за гадкой. <...> 3 Есть в рукописи три римские цифры, проставленные Пушкиным над тремя за ключительными сценами, требующие от нас изменения порядка этих сцен. <...> Владимир Эмануилович Рецептер — народный артист России, лауреат Государственной премии России. <...> Создатель и художе ственный руководитель Пушкинского театрального центра в СанктПетербурге (с 1992 года) и театра «Пушкинская школа» (с 2006 года). <...> 1 Фототипические снимки в натуральную величину полной рукописи черновых листков драмы А. С. Пушкина «Русалка». <...> Тоскующий Князь выходит на берег Днепра, навстречу ему — маленькая Русалочка, его дочь; они как завороженные смотрят друг на друга, она знает, что это — ее отец, он — еще нет, но чувствуя странное волнение, выговаривает свой сдвоенный, страшноватый, пошекспировски бездонный вопрос <...>