Первые «кирпичики» в этот багаж закладываем мы, взрослые, — мамы, папы, бабушки, дедушки, а также старшие братья и сестры, и еще — будущие родители. <...> Поэто му, мне кажется, подобные заметки могут представлять определенный интерес и, смею надеяться, общеполезны, особенно при создании се мейных книжных собраний. <...> Здесь ведь необыкновенный простор для творческого поиска! <...> Это и типовые, а также индивидуальные программы для громких чтений с учетом возрастных особенностей маленьких слуша телей, и вопросники для разговоров с ними о конкретных книгах, и списки в помощь формированию домашних книжных собраний, и цик лы лекций для родителей, воспитателей детских садов и учителей в библиотеках и вне их стен. <...> Можно многое придумать, если осозна ешь свою ответственность и необходимость своевременных прививок против, как говорил В.В.Розанов, «цивилизованного одичания» под растающих поколений. <...> Ученые считают, что за первые три года жизни человек способен усвоить по объему столько же инфор мации, сколько потом за все остальное отпущенное ему судьбою вре мя. <...> Это, конечно, ошеломляет, и, понятно, нас, книжников, волнует вопрос: какую же роль в таком стремительном духовном развитии ма лыша может играть книга и чтение, точнее — слушание печатных текстов? <...> Конечно, проанализировать весь механизм освоения и усвоения ребенком косвенного опыта, почерпнутого из книжек, — задача чрез 178 вычайно сложная, за нее еще не брались, но какието элементы этого механизма все же поддаются отслеживанию. <...> В отношении малыша к тексту, как в почке растения, свернуто, синкретично присутствует восприятие и образа, и мысли, и желание действия. <...> Эта «своя» целостность уже к трем годам закла дывает основы разных типов читателей. <...> Я не говорю о тех детях, ко торые вообще не любят слушать чтение: устают, отвлекаются, быстро переключают внимание на игру, и если перед ними выбор — играть или слушать книжку, — выбирают первое. <...>