Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философия образования  / №4 2016

ПРОБЛЕМА ФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ДИДАКТИКЕ (300,00 руб.)

0   0
Первый авторПопов
АвторыЕрмаков С.В., Глухов П.П.
Страниц14
ID449698
АннотацияВ современной теории и практике образования одним из центральных элементов является форма. От того, каким образом оформлено конкретное знание, учебный процесс и его содержательные единицы, во многом зависят конечные результаты и эффекты образовательных систем. Сегодня не уместно ставить вопрос о первичности формы или содержания, так как форма содержательна, а содержание оформлено. Данные категории имеют непосредственную взаимозависимость Статья посвящена конкретизации одного из центральных понятий дидактики – понятию «форма». В работе осуществляется историческая реконструкция данного понятия и его герменевтический анализ. Проводится различение трех представлений о форме: как о структуре организации объекта, как о структуре организации ситуации и как о структуре субъекта. Показывается, что для современной дидактики форма – это не способ «упаковки» знания и не устройство процесса его трансляции, а структура организации деятельности. Обосновывается, что образование, выстроенное в репродуктивной форме, заведомо является догоняющим в отличие от образования, выстроенного в продуктивной форме, которое имеет шанс стать опережающим. Теория образования (дидактика) может рассматриваться как достаточно узкая прикладная дисциплина, с опорой на логические и психологические модели выстраивающая способы и схемы оптимальной организации процесса освоения и усвоения знания. Эта установка четко прослеживается как в классических исследованиях, предполагающих пассивную роль ученика как объекта обучения (с предельной точностью она была сформулирована И. Я. Лернером), так и в работах, выполненных в рамках деятельностного подхода, в которых ученик является субъектом, но субъектность редуцируется к логическим либо психологическим определениям. Возможна и иная установка: рассмотрение образования как практики философии с разворачиванием проблемы субъектности как проблемы включения человека в культурные практики и формы деятельности, его самоопределения и самоактуализации в качестве социокультурного субъекта, способного ставить собственные, а не присвоенные в процессе обучения цели и задачи. Такое понимание, развивавшееся в традиции классического европейского рационализма как философское понимание, достаточно абстрактно, поэтому выход на построение реальной теории образования требует одновременно как обращения к категориальной системе философии, в особенности к пониманию субъекта и формы, структурирующей, собирающей субъекта, так и к тем практикам в образовании, в которых так или иначе удерживается эта широкая рамка.
УДК37.0+13
Попов, А.А. ПРОБЛЕМА ФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ДИДАКТИКЕ / А.А. Попов, С.В. Ермаков, П.П. Глухов // Философия образования .— 2016 .— №4 .— С. 115-128 .— URL: https://rucont.ru/efd/449698 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Попов (Новосибирск), С. В. Ермаков (Красноярск), П. П. Глухов (Новосибирск) В современной теории и практике образования одним из центральных элементов является форма. <...> От того, каким образом оформлено конкретное знание, учебный процесс и его содержательные единицы, во многом зависят конечные результаты и эффекты образовательных систем. <...> Сегодня не уместно ставить вопрос о первичности формы или содер Попов А. А., Ермаков С. В., Глухов П. П., 2016 Попов Александр Анатольевич – доктор философских наук, доцент, Новосибирский государственный технический университет. <...> А. А. Попов, С. В. Ермаков, П. П. Глухов жания, так как форма содержательна, а содержание оформлено. <...> Статья посвящена конкретизации одного из центральных понятий дидактикипонятию «форма». <...> В работе осуществляется историческая реконструкция данного понятия и его герменевтический анализ. <...> Показывается, что для современной дидактики форма – это не способ «упаковки» знания и не устройство процесса его трансляции, а структура организации деятельности. <...> Обосновывается, что образование, выстроенное в репродуктивной форме, заведомо является догоняющим в отличие от образования, выстроенного в продуктивной форме, которое имеет шанс стать опережающим. <...> Теория образования (дидактика) может рассматриваться как достаточно узкая прикладная дисциплина, с опорой на логические и психологические модели выстраивающая способы и схемы оптимальной организации процесса освоения и усвоения знания. <...> Эта установка четко прослеживается как в классических исследованиях, предполагающих пассивную роль ученика как объекта обученияпредельной точностью она была сформулирована И. Я. Лернером), так и в работах, выполненных в рамках деятельностного подхода, в которых ученик является субъектом, но субъектность редуцируется к логическим либо психологическим определениям. <...> Возможна и иная установка: рассмотрение образования как практики философии с разворачиванием <...>