Попов (Новосибирск), С. В. Ермаков (Красноярск), П. П. Глухов (Новосибирск) В современной теории и практике образования одним из центральных элементов является форма. <...> От того, каким образом оформлено конкретное знание, учебный процесс и его содержательные единицы, во многом зависят конечные результаты и эффекты образовательных систем. <...> Сегодня не уместно ставить вопрос о первичности формы или содер Попов А. А., Ермаков С. В., Глухов П. П., 2016 Попов Александр Анатольевич – доктор философских наук, доцент, Новосибирский государственный технический университет. <...> А. А. Попов, С. В. Ермаков, П. П. Глухов жания, так как форма содержательна, а содержание оформлено. <...> Статья посвящена конкретизации одного из центральных понятий дидактики – понятию «форма». <...> В работе осуществляется историческая реконструкция данного понятия и его герменевтический анализ. <...> Показывается, что для современной дидактики форма – это не способ «упаковки» знания и не устройство процесса его трансляции, а структура организации деятельности. <...> Обосновывается, что образование, выстроенное в репродуктивной форме, заведомо является догоняющим в отличие от образования, выстроенного в продуктивной форме, которое имеет шанс стать опережающим. <...> Теория образования (дидактика) может рассматриваться как достаточно узкая прикладная дисциплина, с опорой на логические и психологические модели выстраивающая способы и схемы оптимальной организации процесса освоения и усвоения знания. <...> Эта установка четко прослеживается как в классических исследованиях, предполагающих пассивную роль ученика как объекта обучения (с предельной точностью она была сформулирована И. Я. Лернером), так и в работах, выполненных в рамках деятельностного подхода, в которых ученик является субъектом, но субъектность редуцируется к логическим либо психологическим определениям. <...> Возможна и иная установка: рассмотрение образования как практики философии с разворачиванием <...>