МЕЖДУНАРОДНОЕ И ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВО УДК 341.4:297 Проблема радикального ислама в Центральной Азии А.В. <...> Бабаин, магистрант Дипломатической академии МИД России Россия, Москва andrreyy@rambler.ru Рассматривается проблема радикального ислама в Центральной Азии. <...> Показаны исторические причины его зарождения и его дальнейшее распространение в регионе. <...> Делается попытка дать объективную картину современной ситуации в центральноазиатских республиках. <...> Идеи радикального ислама стали проникать в регион в конце 1980-х годов. <...> Разрозненное религиозное население центральноазиатских республик — Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана — активно подхватило как националистические, так и религиозно-экстремистские идеи. <...> Запрет на свободу вероисповедания, долгое время действовавший на территории бывшего СССР, а также репрессивные меры, применявшиеся к исламскому духовенству, привели к тому, что в стране была разрушена система религиозного образования, постепенно снижалась общая религиозная просвещенность населения. <...> Ситуацию усугубляло и возникновение подпольного религиозного образования, которое также вело к разложению традиционных исламских идей, веками проповедуемых в регионе. <...> Все это подготовило благодатную почву для первоначального укрепления и дальнейшего развития исламистских идей в регионе. <...> Представители «титульных наций» центральноазиатских стран стали вести «открытую националистическую политику в отношении этнических меньшинств… на всех уровнях укрепилась база бытового национализма и шовинизма, ксенофобии и этноэгоизма»[16]. <...> Немаловажную роль в усилении экстремизма в регионе в этот период сыграли возвратившиеся на родину выпускники арабских институтов, которые сумели укрепиться в ряде мечетей и стали проповедовать идеи «чистого ислама». <...> В частности, в Узбекистане, опираясь на идеи ваххабизма, было создано Исламское движение Узбекистана, активно развернула свою <...>