ТЕМА НОМЕРА ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ: «Знания дают дифференциальную ренту» уменьшилось количество защищенных кандидатских и докторских диссертаций, снизилось их качество. <...> Низкая зарплата аспирантов Владимир Васильев Систему образования в ее современном состоянии и эталонную модель представляет ректор Университета ИТМО, входящего в топ-100 рейтингов QS, Владимир Васильев – членкорреспондент РАН, д.т.н., профессор, председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга. <...> Наши вузы, как правило, сохранили кадровый потенциал, но приток молодежи сократился, а профессорско-преподавательский состав остался тот же. <...> Значительно 18 (7 тыс. рублей против 3,5 тысяч евро в Европе) и преподавателей ослабляют стимулы к научному и педагогическому росту. <...> Акцент на формальные показатели (индекс цитируемости Хирша, РИНЦ и др.) не способствует объективности оценки работы кафедр. <...> Критерии ЕГЭ не гарантируют качественный набор студентов на первый курс. <...> Издержки болонской системы образования сказываются на слабой подготовке по математике и физике. <...> Сразу после окончания обучения становится очевидной неполнота инженерных компетенций выпускника. <...> Какие специалисты нужны, чему и как учить – ответ на эти вопросы должны дать отраслевое министерство, операторы связи и производители оборудования в процессе совместной научной работы. <...> «ЭС»: Государственное регулирование как-то способно повлиять на решение проблемных вопросов образования? <...> Вузы и университеты формируют знания, позволяющие находить технологии, которые дают дифференциальную ренту, т.е. новые промышленные, информационные, сельскохозяйственные и прочие продукты, превосходящие по характеристикам аналоги. <...> Чтобы процесс развития был непрерывным, нужно готовить сотрудников, способных формировать новые знания, а это означает прямой контакт вузов с производственными организациями. <...> Однако отраслевые министерства недостаточно опираются на научное сообщество. <...> В вузах <...>