71 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ УДК 37.013.42:159.922.736.4 ББК Ю941.5-8+Ч466.46 ГСНТИ 15.21.51 Код ВАК 19.00.01 Злоказов Кирилл Витальевич, кандидат психологических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет; 620057, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: zkirvit@yandex.ru. <...> СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: деструктивное поведение, криминализация школьников, социализация подростков, отклоняющееся поведение школьников, коррекция противоправного поведения. <...> Оно проявляется в нарушении школьного порядка, конфликтном взаимодействии со сверстниками и учителями, разрушении школьного имущества. <...> Деструктивное поведение многообразно, но в целом отражает агрессивно-оппозиционное отношение подростка к социальному пространству школы. <...> Связанные со школой социально-психологические факторы деструктивного поведения зачастую не охватываются вниманием исследователей. <...> Поэтому цель статьи – представить результат идентификации подростка с социальным пространством школы в качестве одной из причин деструктивного поведения. <...> Для этого авторами описывается вклад социальной среды в формирование социальной и личностной идентичности, обсуждается влияние окружающих подростка взрослых и сверстников на его криминальное и самоповреждающее поведение. <...> Анализируется вклад школьного социального пространства на развитие социальной идентичности. <...> Обзор исследований приводит к выводу о том, что следствиями идентичности подростка являются социальная роль, самооценка и самоэффективность, а их негативное качество зависит от степени вовлечения подростка в пространство школьных отношений. <...> Так, несоответствие социальной роли притязаниям школьника, невозможность получения социальной оценки поведения, неэффективное влияние подростка на сверстников приводит к негативным мыслям и переживаниям, выражается в различных формах деструктивного <...>