К.Б. БАРЫШНИКОВ НЕУСВОЕННЫЕ УРОКИ ПРОШЛОГО: «ВЛАСТЬ СОЛОВЕЦКАЯ» Посвящается юбилею выдающегося мастера отечественного и мирового документального кино Марины Голдовской Рассматривается режиссерско-операторская, художественная, драматургическая и идейно-смысловая концепция одного из самых знаменитых документальных фильмов мировой кинодокументалистики — «Власть Соловецкая» — оператора и кинорежиссера Марины Голдовской. <...> «С V казать по правде, широкий зритель редко помнит имена режиссеров-документалистов. <...> Достаточно назвать хотя бы два самых известных ее фильма — “Архангельский мужик” и “Власть Соловецкая”, ставшие общественными событиями во времена перестройки» [1]. <...> Известный режиссер и оператор, педагог, автор монографий по кинематографу Марина Евсеевна Голдовская стала символом нескольких исторических эпох — от конца хрущевской оттепели (в самом начале своей творческой карьеры) и до наших дней. <...> В истории отечественной кинодокументалистики еще не было кинорежиссера, фильмы которого пользовались бы такой огромной зриИМЕНА. <...> Неусвоенные уроки прошлого: «Власть Соловецкая» тельской популярностью и одновременно коммерческим успехом. <...> Последняя формулировка относится к знаменитой киноленте «Власть Соловецкая», ставшей апофеозом в творчестве Марины Евсеевны и кульминацией советской кинодокументалистики. <...> За исключением первых документальных киноэпизодов, снятых методом «наблюдения» (или «методом прямого кино») братьями Люмьер, заявившими на весь мир о появлении нового вида искусства, которое впоследствии стало одним из главных социальных институтов, кинодокументалистика и кинохроника не имели ни зрительского, ни кассового успеха. <...> В «дотелевизионную» эпоху документальное кино в виде кинохроники расходилось на отдельные сюжеты для киножурналов перед основным киносеансом. <...> Зрители узнавали о наиболее важных и значительных событиях в политике, экономике, науке и культуре <...>