М.Н. ЦВЕТАЕВА РЕЛИГИОЗНЫЙ СМЫСЛ ЖИВОПИСНОГО СЛОВА: ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ИСКУССТВА Рассматриваются христианский смысл, духовно-эстетическая и духовно-нравственная роль слова, идеи, сюжета в русском искусстве. <...> Религиозный смысл живописного слова связан с богопознанием, познанием вечности и образом вечности, впечатленным в мир, либо с его антитезой — антиобразом бытия. <...> Религиозный смысл живописного слова: из истории русского искусства Роль слова-образа, слова-идеи, слова-сюжета огромна в русской культуре и особенно в жанровой живописи: это проповедь, обращенная к «мытарям и грешникам», «маленькому человеку» и миру; это собеседование с избранными, друзьями, посвященными; исповедь страдающей души. <...> В романной драматургии и поэтических новеллах, водевильных фарсах и драматических историях предстает душа. <...> Особое место живописное слово занимает в русском искусстве XIX века. <...> Жанровый реализм вырастал из натуральной школы Н.В. Гоголя, физиологических очерков Ф.М. Решетникова, Н.Г. Помяловского, из романной драматургии Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого и новой поэтики А.П. Чехова. <...> Бытописательские, социально-драматические и лирикопейзажные циклы раскрывали эволюцию искусства, аксиологию времени со своим видением идей и красоты, восстанавливая интерес к сюжетной картине, к решающей роли слова и логоса. <...> Олицетворяя время в понятиях «быстрого» и «одновременного», происходящего как будто «сейчас», рождающегося на наших глазах и виденного всегда, пристально вглядываясь или скользя по образу, русские жанристы «снимали жизнь» и «врасплох», и, детально портретируя, при этом художественная проза в картинах жанровоповествовательного и бытописательского цикла возникала как на фоне поэтико-классической системы, так и ее отрицания, выявляя новые, авангардные для своего времени принципы — типизацию, обыденность, антириторику, социальную природу явлений. <...> Стилистика многих произведений ориентировалась <...>