Э.А. ОРЛОВА ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЕРЕНТНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (ОБРАЗЦОВ, ЦЕННОСТЕЙ, НОРМ) В СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ СИТУАЦИЯХ Представлена теоретическая идеально-типическая модель анализа социокультурных процессов на примере формирования конвенционально устанавливаемых референтных образований (образцов, ценностей, норм) в контексте социально значимых проблемных ситуаций. <...> Становление этих относительно устойчивых культурных форм прослеживается в их переходе от индивидуального к групповому, а от него к общесоциальному уровню организации социокультурной жизни и применительно к фундаментальным типам адаптационных проблем. <...> Ключевые понятия: референтные образования (образцы, ценности, нормы), социально значимая проблема, социокультурный процесс, установившаяся и проблемная ситуации, структурные трансформации. <...> Общая теоретическая концепция социокультурного процесса И I зучение микродинамики социокультурной жизни, событий, имеющих не только индивидуально, но и общественно значимые последствия, предполагает выделение такой единицы анализа, которая позволяет проследить зарождение изменения, его становление в качестве культурного факта, а также влияние на окружение, в пределах которого оно распространяется. <...> Речь идет об упорядоченной части динамичной социокультурной реальности, определяющей конвенциональную организацию социокультурных пространства и времени. <...> Они отличаются друг от друга своими началами и окончаниями, конфигурацией связей между компонентами, динамическими характеристиками, из которых складывается общая направленность процесса, а иногда и содержанием составляющих его элементов. <...> Переход от одной стадии к другой рассматривается как переструктурирование составляющих процесс элементов, т. е. изменение конфигурации связей между ними, а иногда и их состава, а также характера их движения относительно друг друга. <...> Такой переход имеет временное измерение (по отношению <...>