М.В. НОВАК «СИБИРСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК» КАК ВООБРАЖАЕМОЕ В качестве культурного проекта рассматривается ставший знаменитым фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». <...> Анализируется нашедшее отражение в фильме противостояние двух идеологий в России — западноевропейского происхождения и почвенного, исконно русского, православного. <...> Ключевые слова: культурный проект, кино, идеология, потребительство, православие. научной литературе последних лет часто встречается утверждение, что сегодня в мире доминируют две идеологии — неоконсерватизм и либерализм. <...> Отмечается, что в России, так же как и в бывших республиках Советского Союза, преобладают национальные идеологии [1]. <...> Такой «соперничающей» идеологией в противовес национальным идеям становится идеология потребления — мощный и устойчивый феномен эпохи постмодернизма, порождение капиталистической культуры и медийного общества, в то время как русская (православная) культура настаивает на скромности, воздержании, граничащем с аскетизмом, на бессребреничестве. <...> В Ярким ответом на социополитическую ситуацию обычно становятся культурные проекты, представляющие собой реакцию на условия реальности и среды, которая изменчива [2]. <...> Культурные проекты отличают целостность, ограниченность во времени, инновационность, коммуникативность, адаптированность к внешним условиям, они — феномен производящей культуры, а не рутинной культурной деятельности, которая осуществляется в музеях, библиотеках [3; 4, с. <...> Как правило, культурные проекты реализуются в форме литературных произведений, публикаций в печати, телевизионных передач, художественных и документальных фильмов и так далее. <...> Одним из наиболее заметных проектов такого рода стал фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», снятый в 1999 г. на волне «исторических» воспоминаний (повторное захоронение царской семьи Романовых — в 5/2010 1998 г.), зарождающейся перемены политической власти (уход Б. Ельцина <...>