«Итак, философия искусства <…> исследует “индивидуальный закон” (термин Зиммеля), или внутреннюю форму художественного предмета как образа, т. е. как центростремительного индивидуального космоса <…> Стиль — органическая, временная внутренняя форма <…> органически-историческая координата индивидуального закона» [7, с. <...> М.Ю. СОРВИНА ОТЕЧЕСТВЕННОЕ КИНО О ЦИРКЕ: ПРОБЛЕМА АУТЕНТИЧНОСТИ На материале отечественных и западных фильмов о цирке автор исследует проблему аутентичности отражения мира манежа на экране. <...> В качестве альтернативы копированию цирка на экране предлагается форма иносказания, метафоры, стилизации. <...> Отечественное кино о цирке: проблема аутентичности цирковых профессионалов в отношении великого Чаплина происходит оттого, что он велик и таким его принято считать, — т. е. от магии его имени. <...> Реальным подтверждением тому стал, например, гениальный «учебник» истории советского цирка — фильм Леонида Варламова «На арене цирка» (ЦСДФ, 1951). <...> Однако этот фильм — своего рода исторический и искусствоведческий шедевр, поскольку он, как никакая другая кинолента, способен представить разнообразие и мастерство навсегда ушедшего от нас старого советского цирка. <...> Однако стоит лишь вернуться к претензиям в адрес игрового кино, посвященного цирковой теме, как становится понятно, что слово «уникальное» (так уж устроен наш язык) звучит лучше, благороднее, чем «тиражированное». <...> В американском фильме «Когда кончается время» («When Time Ran Out», режиссер Джеймс Голдстоун, 1980) один из героев, старый цирковой артист, вынужден перебираться через огненную лаву вулкана по ферме сгоревшего моста, а потом спасать остальных, и это более чем «утилитарно». <...> В своей диссертации искусствовед Е.П. Чернов, анализируя методы К.С. Станиславского, приходит к выводу о том, что «в искусстве цирковой клоунады эта преувеличенная “особая манера” необходима еще и в действии, так как клоун должен уметь приспосабливаться к зрителям <...>