Кененова, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права МГУ* НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В статье рассматриваются проблемы применимости западного опыта в российской политической среде, прежде всего связанные с развитием методологии конституционно-правовых исследований. <...> Автор обращает внимание на прикладной аспект конституционного права зарубежных стран как науки и учебной дисциплины. <...> С начала 90-х гг. прошлого века ситуация с преподаванием конституционного права зарубежных стран существенно изменилась в сравнении с «советским» периодом: у предмета появился прикладной аспект. <...> Известный в англосаксонском праве принцип «право есть там, где есть защита» приобрел актуальность и для российского конституционно-правового пространства. <...> Однако использование конституционно-правовых инструментов защиты субъективных прав граждан вызывало много вопросов, поскольку они были непривычными и для правоохранительных органов, и для граждан, и для их представителей. <...> («Культура жалобы», вероятно, еще не скоро будет вытеснена «культурой иска». <...> ) Непривычной была самостоятельность граждан и их организаций в политической сфере. <...> Но для превращения демократических институтов из «бумажных моделей» в реально функционирующие потребовалось, наконец, знание зарубежного конституционного законодательства и политической практики. <...> * kenenova_irina@mail.ru 109 Теперь уже стало привычным сопоставлять российские конституционно-правовые нововведения с иноземными образцами. <...> Но на первых порах отечественному гуманитарному знанию (и не только конституционно-правовому) не удалось избежать «комплекса неполноценности». <...> Конечно, исследователей не стоит обвинять в прямолинейной тяге к заимствованию и стремлении прописывать отечественному «больному» политическому организму исключительно иностранные «правовые снадобья». <...> Хотя в российской <...>