УДК 930.1+101.1:316 ББК 87 И.В. КУТЫКОВА ПЕРЕЛОМНАЯ ЭПОХА КАК КОНЦЕПТ И ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ СОВРЕМЕННОСТИ Анализируются подходы к пониманию современности (рубеж XX—XXI столетий). <...> Ключевые слова: современность, переходный момент, период, переломная эпоха, локальная история, философская рефлексия современности. <...> Для свидетелей и участников ее событий она — объект исторического сознания, концепт и проблема ее философской рефлексии. <...> Содержание и смысл, типичное и специфическое, традиции и инновации, здесь-бытие и бытие историческое, локальное и всемирное, преемственность и прерывность, эпохальность и дух современности — таковы основные вопросы, образующие проблемное поле философской рефлексии современной эпохи. <...> Современность конца XX — начала XXI столетия в очередной раз и наиболее настойчиво обращает субъектов истории к рефлексии исторического былого, близкого и дальнего, и, конечно, исторической современности. <...> Обрести философическую историю России (П.Я. Чаадаев), научиться у истории (В.О. Ключевский, В.М. Хвостов, Н.И. Кареев), уберечь труды истории от суетного взора (Б.Ш. Окуджава), как показывает новейшее порубежное время, современники так и не смогли, однако значимость II КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И.В. <...> В переломные периоды история становится наставницей жизни в том смысле, что исторический опыт способен оказаться полезным как обоснование правильности сделанного выбора [1, с. <...> В переломное время историческому опыту и наследию, историческому сознанию в его целостности принадлежит право исторического самообретения и самосохранения человека и общества периода преодоления исторического слома и поиска путей решения актуальных социально-философских, философско-исторических проблем. <...> Историоцентризм становится характерной чертой этого времени, феноменально выраженной многочисленными примерами интереса и псевдоинтереса к отечественной истории на рубеже веков, в том числе и на рубеже XX—XXI <...>