УДК 930.85 ББК 88.4 В.В. КИРЮШКИНА ПОЭЗИЯ И РАЗУМ: СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ПОНЯТИЯ REASON В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДОЛГОГО XVIII ВЕКА Работа посвящена выявлению основных сигнатур понятия reason (wit, judgment, understanding, sense и т. д.), их семантических взаимосвязей в эстетическом дискурсе XVIII века. <...> Материалом для анализа служат критические произведения Поупа и Кольриджа. <...> Признаки новой романтической эстетики обнаруживаются в переосмыслении семантического поля «reason», его внутренних и внешних взаимосвязей в контексте психологии творчества. <...> Поэзия и Разум: семантическое поле понятия reason в эстетической мысли долгого XVIII века Эти вопросы заставляют задуматься о семантическом поле такого важного для Просвещения понятия, как разум, а также о трактовках и значении рациональных оснований творчества с точки зрения просветительской эстетики. <...> Поуповские критические сочинения предоставляют интересный материал для подобного анализа, во-первых, в силу особого места, занимаемого этим автором в английской эстетической традиции, где он всегда оставался знаковой фигурой как для последователей его взглядов, так и для оппонентов. <...> Во-вторых, поскольку, будучи одаренным поэтом, Поуп с большим вниманием относится к слову даже в своих критических работах, в своей прозе, и нынешние исследователи могут быть уверены в том, что лексический выбор в его текстах, как правило, тщательно продуман. <...> На другом конце «долгого XVIII столетия» — романтическая эстетика, которую принято рассматривать как критику Просвещения, в немалой степени — через противопоставление чувственной природы познания и творчества рационализму просветительской их трактовки. <...> В качестве представителя этой интеллектуальной системы в статье выбран также английский поэт и мыслитель — С.Т. Кольридж. <...> Итак, reason в просветительском мировоззрении — универсальные рациональные принципы, имманентные Природе, рациональная основа Мира, а значит, и человеческой деятельности, в том числе <...>