УДК 781.141 ББК 85.245 И.В. АЛЕКСЕЕВА ФУНКЦИИ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ СТРУКТУР В КЛАВИРНОМ ТЕМАТИЗМЕ БАРОККО Исследуются особенности смысловой организации и функций орнаментального тематизма в клавирных сочинениях барокко. <...> Орнаментальные структуры рассматриваются как интонационнолексический феномен, во многом определивший формирование клавирного тематизма барокко. <...> Материалом исследования служит верхний тематический пласт бассо-остинатных жанров, включающий и адаптирующий фигуры орнамента. <...> Ключевые слова: клавирный тематизм, барокко, орнаментальные структуры, функции, организация. арождение инструментальной специфики клавирного искусства барокко происходило в опоре на исполнительскую практику. <...> Очевидно, что техника извлечения звука на инструменте, его тембровоакустические возможности во многом отшлифовали визуально-графические и регистровые контуры орнаментальных структур (пассажи, фигурации, клише и т. п.), «украшений» и мелизмов («манер»), приемов колорирования. <...> В существующих исследованиях орнаментальнофигурационный тематизм предстает нерельефным и лексически нейтральным1 З . <...> Функции орнаментальных структур в клавирном тематизме барокко суммарный и процессуальный характер звучания при слуховом восприятии. <...> Здесь в тематизме клавирной музыки скрещиваются достижения стилевых направлений, письменной и устной традиции, а также принципы полифонического и гармонического музыкального мышления. <...> Каковы же семантические функции орнаментальных структур и их организация в клавирном тематизме барокко? <...> Наиболее ярко они проявляются в вариационном тематизме клавирных бассо-остинатных жанров — пассакалии, чаконы и граунда3 . <...> При этом верхний изменяемый тематический пласт «будто бы специально предназначен для экспериментирования в области подвижных и изменчивых интонационных сущностей» в виде орнаментальных структур [1, с. <...> Во-первых, происходит выделение опорного тона (нескольких тонов <...>