Memory studies в контексте современных наук о культуре: демаркации и интерференции 6. <...> Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций. <...> Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. <...> УДК 303.01 ББК 71.0 А.Г. ВАСИЛЬЕВ MEMORY STUDIES В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ НАУК О КУЛЬТУРЕ: ДЕМАРКАЦИИ И ИНТЕРФЕРЕНЦИИ В контексте современной культурологии рассматриваются статус и эвристический потенциал memory studies, их место в контексте культурологических дисциплин и направлений анализа (cultural studies, cultural history и др.), а также процесс формирования memory studies и современное состояние данного проблемного поля. <...> Анализируются способы концептуализации присутствия прошлого в настоящем с помощью понятий традиции и памяти. <...> Роббинс Все говорит о том, что вокруг понятия воспоминания выстраивается новая парадигма наук о культуре Я. <...> «Непарадигмальное предприятие» или новую и перспективную парадигму культурологии? <...> Чтобы найти ответы на эти вопросы, необходимо выявить способы концептуализации присутствия прошлого в настоящем, эвристический потенциал концепта памяти; проанализировать формирование memory studies и современное состояние данного проблемного поля; рассмотреть место memory studies в поле культурологических дисциплин и направлений анализа (cultural studies, cultural history и др.) <...> Основополагающим понятием, описывающим присутствие прошлого в настоящем, на протяжении долгого времени оставалась традиция. <...> Проблема традиции была поставлена теоретической мыслью Запада в эпоху радикальных социально-экономических и политических трансформаций XVI —XVIII веков. <...> Идеология Просвещения, квинтэссенция мировоззрения эпохи Модерна, выдвинула две ключевые и взаимосвязанные идеи: идею Разума и идею движимого развитием Разума Прогресса. <...> Прошлое и его традиции ограничивают свободу индивидов и возможности социальных изменений, это — пассивная, ригидная толща, мешающая развитию, ограничивающая новации. <...> КОНТЕКСТ <...>