М.И. КАТУНЯН ПОСТ-ОПУС КАК ПРОЕКТ: ВЛАДИМИР МАРТЫНОВ Анализируется понятие opus posth в его связи с идеей «конца времени композиторов» — философской концепцией и творческой стратегией Владимира Мартынова. <...> На конкретных произведениях показаны различные проявления пост-опусного творчества: открытость границ (открытый проект), вариативность презентации, превалирование концепта над материалом, контекста над текстом, новый синкретизм, экзистенциальная значимость, поиск новой ситуации и др. <...> Ключевые слова: Мартынов В., opus posth (пост-опус), текст и контекст, бриколаж, новый синкретизм, открытый проект, конец времени композиторов. <...> Если понятие опус-музыки соответствует нововременной — концертной парадигме (композитор+опус-партитура+исполнитель+слушатель=концертная ситуация), то понятие пост-опус-музыки отвечает парадигме постмодерной, с ее стиранием границ между всеми категориями этой цепи, включая концертную ситуацию, а также с ее выходом за пределы исторически и стилистически обусловленных представлений о критериях художественного опуса. <...> Имеется в виду, что он явился после смерти композитора. <...> Здесь заложена та идея, что деятельность, которую я веду, — “послекомпозиторская” <…> Композитор — существо, ограниченное скорлупой своей деятельности, и для того чтобы приблизиться к музыкальной истине, надо выйти из композиторской скорлупы, а выйти из нее можно только — разбив ее»1 . <...> Согласно ей, «.композиторская музыка не исчерпывает всех возможностей музыки как таковой, мы видим, что великие культуры древности, традиционные культуры настоящего не знают фигуры композитора. <...> Композиторская практика — это создание вещей, а по1 Интервью автора статьи с композитором (осень, 1998). <...> Пост-опус как проект: Владимир Мартынов ток — это то, что существует помимо автора. <...> Композиторская музыка акцентирует внимание на индивидуальном качестве и тем самым перекрывает всякую возможность потока <…> Композиторское искусство <...>