28 ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ «Ахиллесова пята» образовательного процесса П О ДАННЫМ Научного центра здоровья детей РАМН, отмечается значительное ухудшение здоровья школьников, особенно мальчиков младших классов. <...> В некоторых общеобразовательных учреждениях в начальном звене нет вообще ни одного здорового ученика. <...> Особенно часто у учеников 2–3-х классов встречаются нарушения в работе сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем, ожирение, миопия. <...> Причины – гиподинамия, непосильные нагрузки, монотонность и перегруженность учебного процесса, плохие санитарно-гигиенические условия. <...> Тем более что к перегруженным программам обучения в обществе тоже много вопросов». <...> И с этим нельзя не согласиться: вопросов действительно предостаточно, в первую очередь к своевременным методам и технологиям обучения и воспитания. <...> Практика последних лет свидетельствует: современные педагогические технологии должны строиться на принципах вариативности, предполагающих, в том числе и оптимальную адресность педагогического процесса относительно функциональных возможностей учащихся. <...> Именно адаптационный резерв, по нашему мнению, определяет то качество организма учащегося, которое принято обозначать термином “здоровье”. <...> Еще одно немаловажное обстоятельство: любая педагогическая нагрузка, находящаяся в пределах адаптационного резерва организма ученика, никогда не будет для него здоровьеповреждающей. <...> Более того, нагрузка вызывает напряженное состояние тех функций организма учащегося, которые определяют адаптационный резерв. <...> В ходе исследования нам удалось подтвердить, что если учителю научиться определять объем адаптационного резерва организма каждого ученика, то он сможет регламентировать характер и объем педагогических нагрузок с тем, чтобы не допустить нарушения состояния здоровья обучаемых. <...> Таким образом, внедряя в практику общеобразовательных учреждений методы раскрытия адаптационных резервов <...>