НАСЛЕДИЕ УДК 78.03 ББК 85.31 В.В. МАХАН ЗАГАДКА ДРЕВНЕРУССКОЙ ДОМРЫ Рассмотрена история древнерусской домры в контексте средневековой русской культуры. <...> Обобщены имеющиеся на сегодняшний день данные и различные взгляды на вопросы происхождения и исчезновения этого загадочного инструмента. <...> Подтверждена широкая распространенность домры на Руси в XVI—XVII веках и ее тесная связь с искусством скоморохов. <...> Ключевые слова: домра, древнерусская домра, скоморохи, русская инструментальная музыка XVI—XVII веков. нструментальная музыка Древней Руси до сих пор остается явлением, недостаточно изученным искусствознанием. <...> Особенно остро ощущаются все перечисленные проблемы при исследовании истории древнерусской домры — музыкального инструмента загадочной судьбы, который просуществовал на Руси почти полтора столетия (согласно имеющимся на сегодня данным, первая четверть XVI — середина XVII века), а затем необъяснимо исчез из музыкальной практики. <...> В Европе первые пособия по игре, к примеру, на популярнейших в эпоху Возрождения лютне и виоле2 появляются уже в 1 История русской музыки: в 10 т. / под общ. ред. <...> На Руси традиции записи инструментальной музыки не существовало вовсе; записывалась только церковная музыка, которая была исключительно вокально-хоровой. <...> Принятие православия — византийской формы христианства — предполагало и следование соответствующим церковным предписаниям и канонам, воспринятым от Византии. <...> Неотъемлемой частью православного религиозного культа в Византии была вокально-хоровая музыка. <...> В силу этого именно вокально-хоровая музыка стала соответствовать той форме духовной культуры, которой была присвоена наивысшая ценность в новом, православном русском обществе. <...> «Вместе с крещением Русь приняла от Византии и церковно-певческую практику и музыкальную письменность, необходимую для богослужебного обихода» [3, с. <...> В противоположность этому, инструментальная музыка с первых шагов православия <...>