Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635165)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Обсерватория культуры  / №4 2014

РУССКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ И ОБРАЗОВАНИЕ «ДВУХ РОССИЙ» (66,00 руб.)

0   0
Первый авторТовбин
Страниц9
ID446931
АннотацияРассмотрены ход и сущность русского церковного раскола XVII века. Исследована старообрядческая сторона последствий раскола: усвоение староверами вынужденного идейного модернизма в приложении к своему изначальному традиционализму. Превращаясь из носителей традиционного духовного движения в адептов религии, староверы выработали собственную идеологию и собственную негативную идентичность (как основные пункты религиозности современного типа). Идейно и ментально противостоя модерну, староверы использовали скрытые постмодернистские механизмы, активно запущенные в ход сегодня, при формировании стилизационной и имитационной духовности постмодерна.
УДК130.2+140.8+281.9
Товбин, К.М. РУССКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ И ОБРАЗОВАНИЕ «ДВУХ РОССИЙ» / К.М. Товбин // Обсерватория культуры .— 2014 .— №4 .— С. 130-138 .— URL: https://rucont.ru/efd/446931 (дата обращения: 08.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УДК 130.2+140.8+281.9 ББК 71.1+86.2+87.3 К.М. ТОВБИН РУССКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ И ОБРАЗОВАНИЕ «ДВУХ РОССИЙ» Рассмотрены ход и сущность русского церковного раскола XVII века. <...> Исследована старообрядческая сторона последствий раскола: усвоение староверами вынужденного идейного модернизма в приложении к своему изначальному традиционализму. <...> Превращаясь из носителей традиционного духовного движения в адептов религии, староверы выработали собственную идеологию и собственную негативную идентичность (как основные пункты религиозности современного типа). <...> Ключевые слова: модерн, православие, староверы, новообрядчество, старообрядчество, древлеправославие, раскол, контрсекуляризм, идеология, отгородительная идентичность, традиционализм, модернизм. ередко грандиозную драму русского раскола сводят к внутрицерковным неурядицам, а староверам приписывают поверхностно-культурологический характер косных сопротивленцев вхождению России в «цивилизацию». <...> Чаще всего староверы семиотически противопоставляются обновленной государственной Церкви как патриархальные консерваторы Древней Руси. <...> В данной статье показано наличие у старообрядцев и «никониан» общего смыслового поля, единства феноменологической напряженности, идейной и идеологической диалектической борьбы-взаимопревращения. <...> Русский церковный раскол и образование «двух Россий» были вынуждены даже те социальные и интеллектуальные силы, которые тяготели к статусу наиболее «дремучих». <...> Истоки Основным ментальным фоном, на котором происходили все духовные движения XVII века, был русский эсхатологический мессианизм, ощущение себя русскими и последним бастионом истинного православного христианства. <...> 339] и впоследствии стали важной частью старообрядческого корпуса духовного чтения. <...> На этом фоне произошли два ключевых события, разорвавшие ткань русской культуры и истории надвое, — «Книжная справа» патриарха Никона и Собор 1666—1667 годов. <...> Книжная реформа <...>