УДК 7.072.2 ББК (Щ) 85.113 (2) Н.В. ХАЗОВА ФОРМИРОВАНИЕ ВЗГЛЯДОВ АЛЕКСАНДРА БЕНУА НА АРХИТЕКТУРУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА XVIII — НАЧАЛА XIX ВЕКА Прослеживается процесс становления Александра Бенуа как теоретика архитектуры Санкт-Петербурга эпох барокко и классицизма. <...> Анализируется роль семьи художника в этом процессе. <...> Рассматривается влияние театра и музыки на формирование взглядов Бенуа. <...> Ключевые слова: Александр Бенуа, Санкт-Петербург, архитектура, классицизм, барокко, «Мир искусства», теоретическая работа, семья, театр, музыка. анкт-Петербург заслуженно считается одним из самых красивых городов мира. <...> В наше время трудно представить, что архитектурному ансамблю города XVIII — начала XIX века могли когда-либо отказывать в художественной ценности. <...> С начала 1830-х годов и вплоть до рубежа XIX—XX веков классицизм — ведущий стиль в архитектуре города — казался современникам лишенным эстетической привлекательности. <...> Негативное отношение, вызванное поздними образцами классицизма, распространилось и на высшие достижения стиля. <...> Пришедшую на смену классицизму эклектику приветствовали как долгожданное обновление архитектуры. <...> Но зодчество петербургского классицизма не получило переосмысления в архитектурной практике эпохи эклектики. <...> Эклектика, возникнув как альтернатива классицизму, стремилась как можно дальше ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ Н.В. <...> Формирование взглядов Александра Бенуа на архитектуру Санкт-Петербурга XVIII — начала XIX века уйти от классицистских форм. <...> Возрождение интереса к архитектурному ансамблю Петербурга XVIII — начала XIX века началось на рубеже XIX—XX столетий благодаря деятельности членов объединения «Мир искусства». <...> Главную роль в этом процессе сыграл лидер мирискусников — Александр Николаевич Бенуа. <...> В конце XIX — начале XX века Бенуа занялся темой петербургской архитектуры в качестве критика и теоретика искусства. <...> В таких художественных журналах, как «Мир искусства» и «Художественные сокровища России <...>