Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Обсерватория культуры  / №3 2014

КУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СТЫДА (66,00 руб.)

0   0
Первый авторГергилов
Страниц7
ID446887
АннотацияСтатья посвящена причинам возникновения переживания чувства стыда. Они обуславливаются не только индивидуально-психологическими и социальными факторами. Не меньшее значение имеет также обширный спектр культурных факторов: от общих проявлений жизнедеятельности человека, определяемых обычаями, нравами, религией, формами трудовой деятельности и т. д., до его достижений в науке, технике, экономике, искусстве
УДК008(091)
Гергилов, Р.Е. КУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СТЫДА / Р.Е. Гергилов // Обсерватория культуры .— 2014 .— №3 .— С. 109-115 .— URL: https://rucont.ru/efd/446887 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УДК 008(091) ББК 71.1 Р.Е. ГЕРГИЛОВ КУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СТЫДА Статья посвящена причинам возникновения переживания чувства стыда. <...> Они обуславливаются не только индивидуально-психологическими и социальными факторами. <...> Ключевые слова: чувство стыда, культура, человек, межкультурные различия, эпоха модерна, бесстыдство, Рауб М., Элиас Н., Дюрр Г.-П. <...> П ричины возникновения переживания чувства стыда определяются не только индивидуально-психологическими или социальными факторами. <...> Каждый из перечисленных факторов по-своему влияет на чувство стыда. <...> К тому же культурные достижения очень часто влияют на то, какие события, действия или свойства и с какой интенсивностью вызывают чувство стыда. <...> Оценка стыда как желательного или не желательного феномена, так и связанного с этим способа выставлять 108 3/2014 стыд напоказ или скрывать его, зависит, среди прочего, от культурных факторов. <...> Наиболее известный анализ этого феномена принадлежит Н. <...> В этом смысле Элиас говорит о том, что с возникновением института государства и сопровождавшей его возрастающей монополизацией власти с XVI века имел место постоянный сдвиг порога стыда. <...> И сами эти поместья вступают в более тесные связи друг с другом, ведут торговлю и находятся тем самым во взаимозависимости. <...> В это время возникает круговорот функционально разделенных цепочек действий. <...> Следовательно, по мнению Дюрра, в традиционных сообществах стыд является сравнительно чаще проявляющимся феноменом. <...> Чем длиннее в ходе истории становятся цепочки взаимозависимостей, тем более анонимным и чужым становится другой, тем реже встречает его индивид, но тем слабее и социальный надзор. <...> Культурные детерминанты стыда касается другого намного меньше и связано поэтому со значительно меньшим стыдом. <...> Здесь, в противоположность Элиасу, Дюрр аргументирует: «Все более удлиняющиеся цепочки взаимозависимостей между индивидами, не знакомыми друг с другом или знакомыми поверхностно, не несущими <...>