УДК 94.47(47)«16» ББК 63.3(2)45-37 Т.А. ИСАЧЕНКО МОСКОВИЯ XVII ВЕКА — «БЛАГОЧЕСТИВОЕ ЦАРСТВО ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН» Предмет рассмотрения статьи — концепция Лигарида о «всецарствии» и реакция на нее со стороны русских ортодоксов. <...> Во второй половине XVII века в Москву наряду с перенесением в Россию величайших образов Святой Земли, связанных с земной жизнью Спасителя, переносятся реликвии христианского Востока. <...> Московская Русь укрепляет свои позиции, ей отныне отведена роль благочестивого Царства последних времен. <...> Решающим моментом в созревании замысла о Новом Иерусалиме церковные историки признают появление в русском переводе «Скрижали» (1656). <...> Греческий текст книги был подарен Патриарху иерусалимским патриархом Паисием Лигаридом, которому суждено было сыграть главную роль в его осуждении. <...> Ключевые слова: царство, время, концепция, образ, Святая Земля, христианский Восток, Спаситель, святыня, реликвия, Боден, ортодоксия, Церковь, история. уже в семнадцать был дружен с будущим патриархом Никоном, в союзе с которым на протяжении двенадцати лет (до 1658 года) являл своему народу благочестивую двоицу, ставшую идеальным выражением государственного благоразумия. <...> Московия XVII века — «благочестивое царство последних времен» оригинальной книжности, особое видение мира в целом создают в этот период атмосферу религиозной возвышенности. <...> Наряду с перенесением в Россию величайших образов Святой Земли, связанных с земной жизнью Спасителя, в Москву переносят реликвии христианского Востока, что ставит Москву в один ряд с историческими центрами христианства. <...> Московская Русь укрепляет свои позиции, ей отводится роль благочестивого Царства последних времен. <...> При отъезде Афанасий Пателар передал царю Алексею тетрадь, содержащую «Слово понуждаемое», в тексте которого проводится мысль о том, что русскому царю необходимо воспользоваться крайним ослаблением военного могущества Отоманской Порты в ее борьбе с Венецией за Крит <...>