СВИРИДОВА «СВЕТЛЫЙ ГОСТЬ» Анализируется взаимосвязь музыкального и литературного текстов кантаты Г.В. Свиридова «Светлый гость» с точки зрения выявления в них древнерусской музыкальной образности. <...> Рассматриваются мелодические, гармонические, стилистические, жанровые и композиционные особенности построения произведения, посредством которых осуществляется претворение в этом сочинении элементов древнерусской певческой традиции. <...> Ключевые слова: Свиридов Г.В., «Светлый гость», кантата, песнопения, цикличность, вариантность, колокольность. антата «Светлый гость» — необычное сочинение в творческом наследии Г.В. Свиридова. <...> Однако в свет кантата вышла только в 1979 году. <...> Клавир был издан издательством «Музыка» и представлял собой, как значилось на титульном листе, «переложение для пения с фортепиано автора» [2]. <...> В оркестровой редакции Леденева первое исполнение 78 2/2014 кантаты состоялось в Санкт-Петербурге в Мариинском театре, в рамках «Невских хоровых ассамблей» 3 октября 2006 года. <...> Древнерусская музыкальная образность в кантате Г.В. Свиридова «Светлый гость» народ. <...> В сочинении это проявляется в характерной для Свиридова концентрической форме (A-B-C-B-A) в сочетании с вариантами — элементами песенного повтора (B-C-B1-C1-B2-C2). <...> Принцип арочности ярко проявляется в образной сфере, которую условно можно разделить на три группы. <...> Первая группа связана со светлой лирикой, молитвеннопроникновенной мелодикой, выражающей образ Богоматери в первой части и финале цикла. <...> Думается, что такой принцип куплетности, претворенный во многих сочинениях, воспринимался Свиридовым в более общем философско-религиозном аспекте — как символ обновления всего живого, как цикличность жизни, как евангельский цикл, определяющий ход развития судьбы Родины. <...> Цикличность сочинения не хаотична, она троична: три драматургически значимые арки, три образные сферы. <...> Как отражение, принцип троичности наблюдается и в народном творчестве <...>