Рассмотрены аспекты архитектуры как языка, способного выразить современное состояние культуры и пророчески свидетельствовать о грядущих изменениях. <...> По мнению автора, эстетическая ценность сооружения не может быть осознана только как некая отдельная сущность, она познается в контексте, не только визуальном, пространственном, но и во всем комплексе сопутствующих явлений, а также в разворачивающемся потоке метафор и значений. <...> Постмодернизм в архитектуре как предтеча новой культурной парадигмы рхитектура — материальный и прагматичный вид человеческой деятельности, умеет фиксировать самые эфемерные и тонкие особенности культуры. <...> Таким образом, будь этот проект реализован, заключительное сооружение приняло бы на себя всё изощренное в архитектурном отношении ХХ столетие, если только не предполагался снос и перестройка отдельных экспонатов или продление улицы с течением времени и с изобретением новых стилей. <...> Тем не менее, постмодернизм, прежде чем стать культурной ситуацией, действительно сначала появился как новый архитектурный стиль. <...> Роберт Вентури и Чарльз Дженкс провозгласили его в архитектуре (первый — в 1966 году, второй — в 1977), раньше, чем Жан Франсуа Лиотар превратил этот термин в философскую категорию, определяющую культуру современной эпохи в целом («Постмодернистское состояние: доклад о знании», 1979). <...> Вентури и Дженкс рассматривали постмодернизм как инструмент критики модернистской архитектуры и метод нового конструирования и были далеки от современного представления об этом явлении как о культурной ситуации. <...> В 1966 году, когда Вентури определил архитектуру как «кров с символами на нем», до осознания негативных моментов постмодернизма было еще далеко. <...> Смысл высказывания Вентури в том, что он предлагает функциональному (кров, укрытие, конструкция) и тому, что к нему прикладывается (символическому или эстетическому), не замечать друг друга. <...> Поэтому в статье Вентури «Определение <...>