УДК 82-31 ББК 83.3 (2 Рос) И.Е. МЕДВЕЦКИЙ ЗНАЧЕНИЕ «ИГРОВЫХ» МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ЖАНРОВОГО СВОЕОБРАЗИЯ РОМАНОВ В.В. <...> НАБОКОВА «МАШЕНЬКА» И «ДАР» «Русские» романы Владимира Набокова («Машенька», «Дар») рассмотрены в нескольких аспектах: как «роман-воспоминание», «условно авантюрный роман», «роман о судьбе гения в пошлом обществе». <...> По мнению автора статьи, в этих романах представлена модель мира, где героям определены композиционные «амплуа»: герой, воссоздающий «потерянный рай», «возлюбленная героя», «герой-пошляк», «всесильный автор». <...> Этот набор позволяет Набокову конструировать текст в пространстве двух хронотопов и с аллюзиями на произведения классиков. <...> Ключевые слова: «русские» романы Набокова, игровая модель, композиционное амплуа персонажа, сюжетная роль, «романвоспоминание», «условно авантюрный роман», «роман о судьбе гения в пошлом обществе», всесильный автор. после «второго открытия» Набокова в обновленной России прошло почти четверть века и что о его литературном творчестве написаны многочисленные монографии, диссертации и статьи, остается ощущение, что мастер мистификаций (В. <...> Значение «игровых» моделей для понимания жанрового своеобразия романов В.В. Набокова. пас прочности, чем кажется смятенным современникам. <...> Но так ли важно сейчас, получил бы Набоков эту премию или нет, стань он адептом «литературы Больших идей» или общественным деятелем? <...> , которая, думается, могла бы помочь заглянуть в тайную лабораторию художественных озарений писателя, приблизиться к разгадке замечательного «запаса прочности» мировой культуры. <...> демонстрирует причудливое сочетание традиций русского реалистического романа (А. Пушкин <...> Сирина создавалось стойкое впечатление, что в его тексте, помимо главных действующих лиц, хронотопа, пейзажа и некоего набора сюжетных ситуаций, постоянно присутствует всесильный автор, который и комментирует происходящие события, и «обнажает» приемы создания образов <...>