И.Н. Коваленко Дизайн электронных учебных пособий: когнитивный подход В течение нескольких веков основным средством обучения оставалось слово. <...> Одним из условий по ложительного разрешения этого вопроса, на наш взгляд, является переосмысление отношений в системе «обучаемый—средства обучения» и таких понятий, как «муль тимедиа», «наглядность», «дизайн учебных пособий». <...> Необходимость применения, причины и условия эффективности мультимедиа, принципы дизайна электронных учебных пособий могут быть объяснены на основе идей когнитивной психологии. и средств. <...> в XVII веке, узако нил присутствие в учебниках поясняющих иллюстраций, но суть процесса обучения от этого принципиально не изменилась. <...> До сих пор основными формами проведения учеб ных занятий являются лекции и семинары в высших учебных заведениях, и традици онный урок в средней школе. <...> Понимание термина «мульти медиа», представленное последним, наибо лее соответствует его переводу с латыни— «многосредовость». <...> Мультимедиа как многосредовость Итак, человеку свойственно выделять раз личные виды информации не только на осно ве ее модальности, но и на основе деления информации на вербальную и образную. <...> То есть многосредовость становится многосредовостью в квадрате! <...> Paivio) в 1986 году к созданию тео рии двойного кодирования (Dual Coding Theory — DCT). <...> Согласно теории двойного кодирования предполагается разделение процессов обработки информации между Таблица 1 Ортогональное отношение каналов обработки информации и модальностей (адаптировано на основе [14]) Модальность Зрение Слух Кодирование Вербальное Текст (печатный или отображаемый на экране) Образное Иллюстрации (статическая и динамическая гра фика, видео, элементы оформления) Речь (голос лектора, аудиозапись) Музыка, звуки, шумы ЛабораторияМоделирование образовательных процессов 119 И. Н. Коваленко двумя независимыми, но взаимодействую щими каналами—вербальным и образным. <...>