Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635254)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Еврипид

0   0
Первый авторТроцкий
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID4459
АннотацияОб авторе (Еврипид). Статья из Литературной энциклопедии.
Кому рекомендованоОб авторе
Троцкий, И. Еврипид : Статья / И. Троцкий .— : [Б.и.], 1930 .— 4 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/4459 (дата обращения: 15.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЕВРИПИД [485/4--407/6 до христ. эры] -- афинский трагический поэт. <...> Античные биографии Еврипида содержат в себе много вымысла: драматургические новшества поэта служили постоянной мишенью для насмешек комедии, к-рая в таких случаях прибегала к обычной в древности "клевете" по адресу самой личности ("низкое" происхождение, физические недостатки, несчастная семейная жизнь и т. д.) <...> . Сын состоятельного саламинского землевладельца, сам -- человек зажиточный, Е. держался в стороне от общественной жизни и был одиноким мыслителем-книголюбом, отдававшимся исключительно драматическому творчеству, несмотря на то, что при жизни его трагедии не пользовались успехом: из 22 поставленных им тетралогий лишь 5 получили первый приз на афинских трагических состязаниях, последний раз -- уже после его смерти. <...> Интеллигент-одиночка, ум гораздо более критический, чем конструктивный, Е. идеологически не примыкал ни к одной из общественных группировок, но был целиком захвачен той волной критики старых ценностей, которая сопровождала разложение идеологии греческого государства-города после победы торгового капитала над землевладельческой аристократией и, возникнув в середине V в., вылилась в так наз. "софистическое" движение. <...> Сочувствие угнетенным, суровое осуждение всего, что ведет к усилению страданий отдельной личности -- неизменно характеризуют расплывчатые взгляды Е., симпатиями которого обычно пользуются лишь производители-одиночки ("автурги"). <...> Если в начале Пелопоннесской войны он пишет патриотические пьесы, в которых прославляет Афины как страну-покровительницу всех преследуемых ("Гераклиды", "Просительницы"), то в 415 он, выражая настроения среднего земледельческого класса, выступает с резким протестом против войны вообще, а в частности -- против сицилийской экспедиции, к-рую подготовляла империалистическая демократия ("Троянки"). <...> В конце жизни Е. совершенно разочаровался <...>
Еврипид.pdf
ЕВРИПИД [485/4--407/6 до христ. эры] -- афинский трагический поэт. Античные биографии Еврипида содержат в себе много вымысла: драматургические новшества поэта служили постоянной мишенью для насмешек комедии, к-рая в таких случаях прибегала к обычной в древности "клевете" по адресу самой личности ("низкое" происхождение, физические недостатки, несчастная семейная жизнь и т. д.). Сын состоятельного саламинского землевладельца, сам -- человек зажиточный, Е. держался в стороне от общественной жизни и был одиноким мыслителем-книголюбом, отдававшимся исключительно драматическому творчеству, несмотря на то, что при жизни его трагедии не пользовались успехом: из 22 поставленных им тетралогий лишь 5 получили первый приз на афинских трагических состязаниях, последний раз -- уже после его смерти. Интеллигент-одиночка, ум гораздо более критический, чем конструктивный, Е. идеологически не примыкал ни к одной из общественных группировок, но был целиком захвачен той волной критики старых ценностей, которая сопровождала разложение идеологии греческого государства-города после победы торгового капитала над землевладельческой аристократией и, возникнув в середине V в., вылилась в так наз. "софистическое" движение. Представители свободных профессий и высококвалифицированного ремесла являлись в Афинах преимущественными носителями индивидуалистических и секуляризационных настроений, исходивших из торговых городов греческих колоний. Идеологам этих социальных групп было свойственно отрицательное отношение к наследственной аристократии и старинной идеологии, оправдывавшей привилегии знати, к крупным собственникам, эксплоатирующим чужой труд -- в противоположность одиночке, завоевывающему себе положение личными талантами. Идеи софистов -- Протагора, Антифонта, Анаксагора -- и других мыслителей V в. оказали сильное влияние на Еврипида, и он до конца жизни откликался на модные проблемы и теории, вкладывая соответствующие рассуждения в уста своих персонажей. В трагедиях Е. находили себе место размышления о вопросах гносеологии, сомнения в справедливости существующего миропорядка, резкая критика мифической традиции о богах и героях, полемика против укоренившихся представлений о прирожденной неравноценности знатных и незнатных, свободных и рабов, эллинов и варваров. Однако неосновательно радикальные мысли, излагаемые в трагедиях Е., считать всегда убеждениями самого автора, который гораздо чаще ставит проблемы, чем разрешает их: жизнь скорее представляется ему иррациональным сплетением противоречий. Сочувствие угнетенным, суровое осуждение всего, что ведет к усилению страданий отдельной личности -- неизменно характеризуют расплывчатые взгляды Е., симпатиями которого обычно пользуются лишь производители-одиночки ("автурги"). Если в начале Пелопоннесской войны он пишет патриотические пьесы, в которых прославляет Афины как страну-покровительницу всех преследуемых ("Гераклиды", "Просительницы"), то в 415 он, выражая настроения среднего земледельческого класса, выступает с резким протестом против войны вообще, а в частности -- против сицилийской экспедиции, к-рую подготовляла империалистическая демократия ("Троянки"). В конце жизни Е. совершенно разочаровался в афинской демократии ("Орест", 408) и переселился в Македонию, где и умер; враждебная полемика комедии не прекратилась и после смерти Е. ("Лягушки" Аристофана), а самую смерть его изукрасили легендами о том, как он был "растерзан", по одной версии, собаками, а по другой -- женщинами, мстившими "женоненавистнику". Трагедии Е., сохранившиеся полностью (с точными или приблизительными датами постановки): "Алкеста" [438], "Медея" [431], "Ипполит" [428], "Гераклиды" [в промежуток 430--428], "Андромаха" [приблизительно того же времени], "Гекуба" [около 425], "Просительницы" [незадолго до 421], "Геракл" [в промежуток 423--416], "Ион" [в промежуток 421--413], "Троянки" [415], "Ифигения в Тавриде" [вскоре после 415], "Электра" [413], "Елена" [412], "Финикиянки" [около 409], "Орест" [408], "Ифигения в Авлиде" [406, посмертно], "Вакханки" [тогда же] и драма сатиров "Киклоп" [неопредел. время]; сохранившиеся произведения относятся преимущественно к позднему периоду его деятельности (первая тетралогия Е. была поставлена в 455); трагедия "Рес" уже в древности считалась подложной. Ряд недошедших полностью трагедий может быть восстановлен по большим связным отрывкам и многочисленным античным изложениям. Творчество Е. многообразно и являет собой картину неустанных исканий, не поддающихся четкой периодизации. Афинская трагедия до Е. была драматизацией мифических сюжетов и в борьбе действующих сил развивала проблематику мифа; фигуры ее величавы и неподвижны, стиль отличается торжественностью. В отличие от своего старшего современника Софокла (см.), который стремился к строгой архитектонике пьес, устраняя в трагедии ряд традиционных пережитков сакрального действа, Е. сохраняет многие элементы старинной священной игры, но деформирует ее по существу, приспособляя к новому индивидуалистическому мироощущению, отразившему кризис афинской демократии, распад общественных связей. Все нововведения Е. направлены к тому, чтобы монументальным фигурам, вознесенным над жизнью как воплощение высших, общеобязательных ценностей, придать более реалистический характер, усилить внутреннее и внешнее движение пьесы, приблизить стиль трагедии к
Стр.1