СОВРЕМЕННыЕ УСЛОВИя И ПЕРСПЕКТИВы ИСПОЛьЗОВАНИя КРАНЛАйНОВ НА ДЕйСТВУЮЩИХ И ПРОЕКТИРУЕМыХ КРУПНОМАСШТАБНыХ КАРьЕРАХ Мақалада ссср-да драглайндармен таужыныстарын қазып алу және оларды тікелей карьерлік көліктерге тиеудің тарихы баяндалған. осы жұмыстарды атқаруға жаңа құрылымды экскаватор-кранлайндарды қолданудың артықшылықтары келтірілген. в статье рассмотрена история применения в ссср драглайнов для выемки и прямой погрузки горной массы в карьерный транспорт. приведены основные достоинства применения для этих целей экскаватора новой конструкции – кранлайна. <...> Котровский горный инженер НПК «ГЕМОС Лимитед» в мировой практике открытой добычи полезных ископаемых основные объемы горных работ выполняются по бестранспортной и транспортной системам разработки. при этом доля транспортной системы разработки постоянно растет, а бестранспортных – уменьшается в связи с усложнением горно-геологических условий и увеличением глубины карьеров. появление драглайнов обусловлено, в первую очередь, необходимостью выемки большой массы горных пород и их переноса с последующей укладкой в навалы (отвалы). то есть этот тип экскаватора предназначался для выполнения выемочно-переэкскавационных работ с доставкой пород в ковше на расстояние, примерно равное длине стрелы. именно решение таких задач в самых различных горногеологических условиях предопределило появление семейства драглайнов со стрелами длиной от 45 до 100 м и ковшами вместимостью от 4,5-6 м3 до 100 м3 и более. вместе с ростом масштабов использования транспортной системы разработки развитие технологических схем сопровождалось увеличением вместимости ковша мехлопат как карьерного, так и вскрышного типов и ростом грузоподъемности карьерного транспорта цикличного действия. при этом наиболее динамично эволюционировался автомобильный карьерный транспорт. в результате интенсивного и динамичного развития открытых горных работ <...>