рудничный транспорт УДК 622.684:629.113.62 ТеХНОлОГИчеСКИе ОСОБеННОСТИ ПРИМеНеНИя ТРОллеЙВОЗОВ НА СОВРеМеННыХ КАРЬеРАХ Мақалада жүк көтергішті үлкен троллейвоздарды ашық кеніштерде жүк тасымалдауға пайдаланудың тиімділігі оңтайлығы негіздеоген. <...> В статье обосновывается целесообразность использования большегрузных троллейвозов как эффективного транспортного средства на открытых горных работах. <...> П.И. Тарасов канд. техн. наук, зав. сектором энергосбережения А.П. Тарасов младший научный сотрудник Институт горного дела УрО РАН (Россия, г. Екатеринбург) на горно-обогатительных ком24 бинатах карьерным автотранспортом потребляется 70-80% от общего количества дизельного топлива. традиционные методы снижения расхода дизельного топлива (нормирование, диагностика и другие), не требующие технического обеспечения и капитальных вложений, не могут обеспечить значительного снижения общего расхода топлива. достижение более высоких результатов может быть обеспечено внедрением комплекса мероприятий, включая технологические, технические и социальноэкономические. <...> Объемы транспортируемой горной массы, продольный уклон автодорог, скорость движения автосамосвалов и мощность двигателя характеризуют энергопотребление автомобильного транспорта, влияют на загазованность карьеров и определяют развитие фронта работ, что, в конечном счете, влияет на разнос бортов и возможную глубину карьеров. <...> Поэтому сокращение энергопотребления на открытых горных работах может рассматриваться по двум основным направлениям. <...> Основными способами сокращения расхода топлива в этом направлении в ближайшей перспективе, на наш взгляд, является создание новых (в том числе комбинированных) энергосиловых установок, которые позволят использовать особенности эксплуатации автосамосвалов на конкретных карьерах горнодобывающих предприятий. <...> Предпосылками к развитию новых транспортных технологий служат современные проекты отработки <...>