ШКОЛА МОЛОДОГО УЧЕНОГО К проблеме обеспечения валидности педагогического эксперимента В.С.Лазарев Аннотация. <...> Педагогический эксперимент, валидность эксперимента, внутренняя валидность, внешняя валидность, угрозы валидности, модели экспериментов, оценка значимости результатов эксперимента. <...> Педагогические исследования, выполняющие и объяснительную, и конструктивную функции, в качестве основания своих выводов в большинстве случаев опираются на данные эксперимента. <...> Задавая вопросы соискателям и беседуя с ними после защиты, мы в большинстве случаев обнаруживали слабое понимание того, как должен планироваться и анализироваться эксперимент, что нужно делать, чтобы обеспечить его валидность. <...> Возможно, это связано с тем, что в отечественной литературе, посвященной методологии и методам педагогических исследований, эти понятия не рассматриваются, по крайней мере, знакомясь с такой литературой, мы не встретилиих обсуждения. <...> Даже в работах таких авторитетных методологов, как В.И.Загвязинский [1], В.В.Краевский [2], А.М.Новиков [3], А.И.Пискунов [4], М.Н.Скаткин [5], об этом нет ни слова. <...> Надемся, что эта статья поможет начинающим исследователям лучше планировать свои исследования и обосновывать достоверность получаемых в них результатов. <...> Эксперимент — это общенаучный метод исследования, служащий для проверки гипотез о причинно-следственных связях. <...> Суть его в том, что исследователь, воздействуя на одни переменные и изменяя их, наблюдает вызываемые этими воздействиями эффекты в других переменных. <...> Идеальным считается эксперимент, в котором: – изменяют лишь независимую переменную, другая зависимая переменная 107 108 Педагогика № 6, 2016 контролируется, а все остальные условия эксперимента остаются неизменными; – переменные, на которые воздействуют, и те, которые изменяют свои значения вследствие изменений первых, должны быть определены операционально, т.е. для каждой из них существует процедура измерения <...>