ГОД ЛИТЕРАТУРЫ2015 Н.Л. КАРПОВА, др психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, г. Москва Текст и контекст человеческой жизни (о творчестве А.П. Чехова и воспоминаниях о нем современников) В зрослый, умудренный жизнью человек отличается от ребенка тем, что умеет не только смотреть — но и видеть, не толь ко слушать — но и слышать, не принимая на ве ру каждое утверждение или чьелибо высказы вание, и находить порой их скрытый смысл. <...> А настоящего писателя и художника слова от личает умение не только писать, говорить — но и сказать, донести свою мысль до читателя, пользуясь и прямыми, и иносказательными средствами и полутонами, владея секретами подтекста. <...> Анализом воздействия художест венного текста на читателя занимаются многие науки, в частности библиопсихология, библио терапия, поэтическая антропология, музыкаль нопоэтическая антропология [2, 3, 7, 8]. <...> Непревзойденным мастером «полутонов» был Антон Павлович Чехов [9], о котором Иван Бунин — его современник, писатель, поэт, пе реводчик, тоже человек тонкой душевной орга низации, — через 10 лет после кончины Чехова сказал, что, хотя издано много его писем, мно го воспоминаний о нем, — и всетаки он не раз гадан, не понят, не почувствован как следует, — «слишком своеобразный, сложный был он че ловек, душа скрытная, застенчивая даже в силу своей тонкой организации, и воедино слитая с редким по остроте умом» [1, 7—8]. <...> В противо положность утвердившемуся мнению о «мягко телой интеллигентности» Чехова Бунин харак теризовал его как «воплощенную сдержан ность, твердость и ясность», «воплощенное чувство меры, благородства», человека «выс шей простоты, высшего художественного це ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА № 5–6 2015 ломудрия» — и подчеркивал, что многие пишу щие о нем «забывают, что Чехов (посвоему воспитавший в себе общественные чувства и посвоему живший <...>