ЕСЕНИН, Сергей Александрович [21.IX(3.Х).1895, с. Константинове Рязанской губ.-27/28.XII.1925,
Ленинград] -- поэт. Родился в крестьянской семье. Детство провел в доме родителей отца,
потом -- матери. Пяти лет выучился читать. С 1904 по 1912 г. учился в Константиновском земском
училище и в Спас-Клепиковской школе. "Стихи я,-- отмечал Е.,-- начал писать рано, лет девяти, но
сознательное творчество отношу к 16--17 годам" (Собр. соч.-- Т. 5.-- С. 220). За время учебы им написано
более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник "Больные думы" (1912), который он пытался
опубликовать в Рязани. Рязанская деревня, ее быт, природа, устное народное поэтическое творчество, а
главное -- русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта,
направляли его природный талант. Сам Е. в разное время называл разные источники, питавшие его
творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, "Слово о полку Игореве", поэзию Лермонтова,
Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь,
Пушкин. С увлечением изучал "Поэтические воззрения славян на природу" А. Афанасьева.
В 1912 г. Е. едет в Москву, работает в мясной лавке вместе с отцом, в книгоиздательстве, в
типографии, полтора года занимается на историко-философском отделении народного университета им.
А. Л. Шанявского, вступает в члены Суриковского литературно-музыкального кружка. Он участвует в
революционном движении, некоторое время находится под наблюдением полиции. В 1913 г. вступает в
гражданский брак с А. Р. Изрядновой.
Из писем Е. 1911 --1913 гг. вырисовывается сложная жизнь начинающего поэта, его духовное
созревание. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910--1913 гг., когда им было
написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражены его любовь ко всему живому, к жизни, к
родине. На такой лад поэта особенно настраивает окружающая природа ("Выткался на озере алый свет
зари...", "Дымом половодье...", "Береза", "Весенний вечер", "Ночь", "Восход солнца", "Поет зима -аукает...",
"Звезды", "Темна ноченька, не спится..." и др.).
С первых же стихов в поэзию Е. входят темы родины и революции. С января 1914 г. стихи Е.
появляются в печати ("Береза", "Кузнец" и др.) "В декабре он бросает работу и отдается весь стихам,
пишет целыми днями" (Изряднова А. Р. // Воспоминания о Сергее Есенине.-- М., 1965.-- С. 101).
Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают
занимать библейские образы и христианские мотивы. В 1913 г. в письме Г. Панфилову он пишет: "Гриша,
в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового" (Т. 6, 26). Позже поэт
отмечал: "Рано посетили меня религиозные сомнения. В детстве у меня очень резкие переходы: то полоса
молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до богохульства. И потом и в творчестве моем были такие
полосы" ("Воспоминания..." -- С. 299).
В марте 1915 г. Е. приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который высоко оценил "свежие,
чистые, голосистые", хотя и "многословные" стихи (Блок А. Записные книжки. 1901--1920.--М., 1965.-- С.
567) "талантливого крестьянского поэта-самородка" (Блок А. Собр. соч.: В 8 т.-- М.; Л., 1963.-- Т. 8.-- С.
441), помог ему, познакомил с писателями и издателями. В письме Н. Клюеву Е. сообщал: "Стихи у меня
в Питере прошли успешно. Из 60 принято 51" (6, 59). В том же году Е. вошел в группу "крестьянских"
поэтов "Краса" (Н. Клюев, С. Клычков, А.Ширяевец, С. Городецкий, А. Ремизов и др.).
Е. становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. М.
Горький писал Р. Роллану: "Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в
январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и
завистники" (Собр. соч.: В 30 т.--М., 1955.-- Т. 29.-- С. 459).
В начале 1916 г. выходит из печати первая книга Е. "Радуница". В названии, содержании большей
части стихотворений (1910--1915) и в их отборе видна зависимость Е. от настроений и вкусов публики.
Позднее он скажет: "От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они
имеют большое значение как путь поэта до революции" (5, 231). И еще: "Я просил бы читателей
относиться ко всем моим Исусам, божьим матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии" (5, 206).
Творчество Е. 1914--1917 гг. предстает сложным и противоречивым ("Микола" "Егорий", "Русь",
"Марфа Посадница", "Ус", "Исус-младенец", "Голубень" и др. стихотворения). В этих произведениях
представлена его поэтическая концепция мира и человека. Основой есенинского мироздания является
изба со всеми ее атрибутами. Не случайно в книге "Ключи Марии" (1918) поэт писал: "Изба
простолюдина -- это символ понятий и отношений к миру, выработанных еще до него его отцами и
предками, которые неосязаемый и далекий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких
очагов" (5, 174). Избы, окруженные дворами, огороженные плетнями и "связанные" друг с другом
дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, это и есть есенинская Русь, которая
отрезана от большого мира лесами и болотами, "затерялась ... в Мордве и Чуди". И дальше: "Не видать
конца и края / Только синь сосет глаза" ("Гой ты, Русь, моя родная..."). Герой лирики Е. молится
"дымящейся земле", "на алы зори", "на копны и стога", он поклоняется родине: "Моя лирика,-- говорил
позже Е., -- жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины -- основное в моем
Стр.1