Публицистика Владимир Ермаков Столпник в толпе: парадокс Платонова Жизнь как преступное занятие В звездной системе советской литературы прозаик и драматург Андрей Плато нов не беззаконная комета в кругу расчисленных светил (таким был Осип Мандельш там), а скорее черный карлик: мощное гравитационное поле при отсутствии видимого спектра. <...> Андрей Платонович Платонов (1899—1951) родился на пороге ХХ века и умер на его переломе; родился в бедности, на рабочей окраине города Воронежа, и умер в пренебрежении, на отшибе писательской среды в городе Москве. <...> Платонов с юным энтузиазмом растворяет свою личную жизнь в стихии эпохи. <...> Искренне и глубоко переживший страсти революции и прошедший по мукам граждан ской войны, Платонов горит красным пламенем и варится в гуще народа, проживает в глухих углах и живет в светлую перспективу, действует в рамках партийных устано вок и мыслит в мировом масштабе. <...> Платонов понял: История будет не та, что ожидают и делают. <...> Столпник в толпе: парадокс Платонова Год великого перелома — 1929й — стал водоразделом биографии. <...> Государственный житель осоз нает свою личную жизнь как преступное занятие. <...> Человек невпо пад: коекак существует как обыватель лишь потому, что не существует как писатель. <...> Для нового поколения читателей платоновская проза стала открытием иного этического и эстетического пространства. <...> Но шедевры зрелого Платонова — повести «Котло ван» и «Ювенильное море» и романы «Чевенгур» и «Счастливая Москва» вышли в свет лишь в конце социализма. <...> Столпник в толпе: парадокс Платонова 139 сей — в том числе и роман «Путешествие из Москвы в Петербург» — пропала в нетях. <...> Народ без меня не полон, — сказал о себе как о каждом Андрей Платонов. <...> Революционные массы усваивают передовые идеи, растворяя в себе индивидуаль ность их носителей. <...> Поэтому все филологические понятия не работают в поле напряжения платоновской прозы. <...> Как представить себе зримый образ платоновской <...>