214 Екатерина Ратникова Стихи из подполья Мир неподцензурного искусства вто рой половины прошлого века, несмотря на обилие исследовательских работ на эту тему и все более растущий интерес ученых, до сих пор очень мало известен и исследован. <...> Это связано с его естествен ной закрытостью для посторонних, отсут ствием заметного корпуса общедоступ ных публикаций, а значит — со сложнос тью и неоднозначностью даже нелицеп риятного восприятия современным чита телем и зрителем так называемой «не официальной» культуры 1950—70х годов. <...> Но, напри мер, из «питерских» поэтов, писавших в советское время, сегодня широко извес тны Иосиф Бродский, Александр Кушнер (который, по выражению Генриха Сапги ра, печатался всегда, хотя «в 60е годы читался как самиздат, — во всяком слу чае, с большим интересом»1 ), Глеб Гор бовский; ктото назовет еще Виктора Со снору — и вряд ли более того. <...> Конечно, некоторые филологи и искусствоведыпрофессионалы могут значительно дополнить список, но в дан ном случае я имею в виду именно массо вую известность (точнее, неизвестность) многих петербургских авторов в среде как деятелей искусства, так и его про стых ценителей. <...> Есть имена, до сих пор (на протяжении уже нескольких десятков лет!) не замеченные читателями, зрите лями и критикой, хотя именно в наше вре мя книги, о которых их авторы могли толь Петербургская поэзия в лицах: Очерки / Сост. <...> Сборник очерков о жизни и творчестве петербургских поэтов советского перио да, о котором пойдет речь, будет интере сен как специалистулитературоведу, так и обычному читателю. <...> Мировоззрение разных поэтов, атмосфера творческих кружков, отношения представителей по этического «подполья» с представителя ми официальной доктрины… Все это — содержание, а формально книга состоит из девяти очерков, каждый из которых представляет собой исследование жиз ни и творчества одного из крупных петер бургских поэтов <...>