Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Дружба народов  / №6 2012

Мерцающий мир (80,00 руб.)

0   0
Первый авторАмусин Марк
Страниц9
ID441549
АннотацияО Дмитрии Быкове пишут нынче много (хотя, конечно, не больше, чем он сам), но либо о «феномене» в целом, включая сюда наряду с романами стихи, публицистику и общественные перформансы, либо вразбивку об отдельных произведениях. Короткие рецензии. Апологетические или полемические реплики… Похоже, с ним смирились, как с погодой: хорошая, плохая, но существует, неотменима, рассуждать о ней интересно, анализировать не слишком продуктивно. Между тем возникает желание поговорить о Быкове обобщенно и в то же время конкретно, как о мастере прозы. Задача эта непростая, поскольку отделить эту его ипостась от прочих можно с напряжением и несколько искусственно — но усилия стоит приложить.
Амусин, М. Мерцающий мир / М. Амусин // Дружба народов .— 2012 .— №6 .— С. 220-228 .— URL: https://rucont.ru/efd/441549 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Критика Марк Амусин Мерцающий мир О прозе Дмитрия Быкова О Дмитрии Быкове пишут нынче много (хотя, конечно, не больше, чем он сам), но либо о «феномене» в целом, включая сюда наряду с романами стихи, публицисти ку и общественные перформансы, либо вразбивку об отдельных произведениях. <...> И все же проза Быкова, с ее достоинствами и изъянами, заслужива ет более конкретного и широкого разбора. <...> Словом, проза его аппетитна — что твое яблочко, которое приносит чудояблонька в благодатной деревне Дегунино (смотри «ЖД»). <...> Мерцающий мир Хорош Быков и в передаче настроений, внутренних состояний, да и вообще человеческой сути своих героев, всегда находящихся в напряженных отношениях, в разладе с миром. <...> Первым делом здесь присутствует историософская схема российского бытия («Таинственная книга бы тия//Российского, где судьбы мира скрыты» — этот образ Цветаевой у Быкова ско рее пародируется), ядром которой служит «советская цивилизация» на всем протя жении своего жизненного цикла. <...> Отношение Быкова к «советской цивилизации» легко прочитывается и в «Оправдании», и в «Орфографии», и в «Остромове». <...> И вот тут приходится признать, что Быков в своей исторической рефлексии не занимается анализом — даже мифопоэтическим. <...> В «Остромове» тоже возникает беглый и глухой отклик этого представления (генетическая мутация?) <...> . Но в последнем своем романе Быков главным образом занят тотальной дискредитацией, риторическим поношени ем нового режима со всеми его учреждениями и установлениями, буквы и духа его существования. <...> Даня, главный и любимый автором герой романа, размышляет о новом, насту пившем эоне, в котором человеческая цивилизация соскользнула с рельсовой колеи рационализма и начала движение по голой почве, по глине. <...> Есть в тексте «Остромова» и более радикальная догадка относительно сущнос ти свершившегося переворота. <...> А в «Орфографии» — вспомним — намеком проводилась идея скорее каббалис тического <...>