Книжный развал Вадим Щербаков Уроки демократии Что слово на театре не главное смыс лообразующее средство — истина ста рая, никем не оспариваемая. <...> Однако книга Владимира Колязина, посвященная судьбе берлинского «Шаубюне» того пе риода, когда им руководил Петер Штайн, решительно не желает считаться с таким положением дел. <...> Зримые образы спектаклей «Шаубюне», лица собеседников автора книги врыва ются в сознание читателя со своим со природным театру комментарием и об ладают собственным мощным голосом. <...> Конечно, любой историк сценического искусства помнит, что театральная книж ка без картинок должна считаться халту рой, но на фоне нашей очень скромной театроведческой печатной продукции эта полиграфическая роскошь выглядит оше ломляюще. <...> Текст составлен из бесед автора книги с основателями и «первыми сюжетами» «Шаубюне» того легендарного периода, когда он был бесспорно лучшим театром немецкоязычного пространства и одним из самых заметных в Западной Европе. <...> Когдато В.И.НемировичДанченко, размышляя о возникновении МХТ, срав нил его с рождением чуда. <...> Действитель но, можно выявить и проанализировать все предпосылки, объяснить подоплеку стечения многообразных обстоятельств, но до конца постичь природу импульса, который заставляет очень разных худож ников соединить свои голоса в гармони зованную симфонию, невозможно. <...> Итак, в тихом пролетарском районе Западного Берлина — Кройцберге, в мало подходящем для театра неприглядном здании родилось в 1970 году чудо. <...> Поми мо метафизики, впрочем, осуществлению идеи нового театра поспособствовал ряд вполне умопостигаемых факторов. <...> Я бы даже сказал — пол ный набор необходимых условий для рождения чуда. <...> Да, их изгнали из поли тизированного Мюнхена и спокойного бюргерского Цюриха за поддержку Вьет конга — на представлениях поставлен ного Штайном «Дискурса о Вьетнаме» был организован сбор средств на покупку ору жия для борьбы <...>