В 1997—2008 гг. работала в Психологическом институте в лабо ратории психологических основ разработки школьных учебников под руководством Г.Г. Граник. <...> В 2006 г. защитила кандидатскую диссертацию «Понимание текстов как результат решения учебных филологических задач». <...> М., 2001; Библиопсихо логия и эстетическое восприятие // Библиопсихология и библиотерапия // Ред. <...> М., 2005; Обучение пониманию текста с помощью филологических задач // Психологодидактические основы создания учебников нового типа по русской филологии / Под науч. ред. <...> М., 2007; Типы учебных задач «на понимание текста»: О задачах лингвистических, семанти ческих и филологических // Русский язык в современной школе. <...> С.А. ШАПОВАЛ Библиопсихология и эстетическое восприятие Вопрос о библиопсихологии как особой науке, отличающейся от литературо ведения, был поставлен в 20х годах ХХ в. <...> Он констатировал «недостаточность» «старой» теории литературы, которая сосредоточивалась на изучении самой книги и ее автора, и предложил «книжному делу» изучать взаи модействие трех факторов: читателя, книги и писателя; при этом «.первое и центральное место в библиопсихологических исследованиях должно занять изу чение тех действий, влияний, раздражений, которые оказывает печатное, руко писное и устное слово на читателя и слушателя» (с. <...> (Страницы указы ваются в тексте по изданию: Рубакин Н.А. <...> ) Читатель мыслится как «отправной пункт» при изучении литературы: «примат содержания… должен уступить место примату читателя; примат вещи — примату той психики, которую так или иначе возбуждают данные письмена, т.е. книга. <...> Постулируя «три главнейших ступени» библиопсихологического изучения лю бого текста, Н.А. Рубакин определяет суть первой ступени, вербальной библио психологии, как науки, которая изучает «раздражениявозбуждения, производи мые на читателя словами, отдельно взятыми», суть второй — интравербальной библиопсихологии, — как науки, которая <...>