После обучения в Загорском интернате для слепоглу хих детей в составе экспериментальной группы четырех выпускников интерната под руководством А.И. Мещерякова и Э.В. Ильенкова в 1971—1977 гг. обучался на факультете психологии МГУ им. <...> В 1994 г. защитил кандидатскую диссертацию: «Само развитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты», в 1996 г. — докто рскую диссертацию «Человечность как фактор саморазвития личности». <...> О ЧТЕНИИ: Мои любимые катакомбы // Библиопсихология и библиотерапия / Ред. <...> М., 2005; Два варианта читательского развития в условиях слепоглухоты // Homo legens. <...> М., 2006; Читательское становление в условиях слепоглухоты // Наука о книге: Традиции и инновации: К 50летию сборника «Книга. <...> 357 А.В. СУВОРОВ Два варианта читательского становления в условиях слепоглухоты Вариант первый Ранняя глухота — наступившая до того, как у ребенка закрепится общение на родном национальном языке. <...> Потом из брайлевских периодических изданий я узнал, что в школах слепых и в организациях общества слепых регулярно проводятся конкурсы на скорость чтения по Брайлю. <...> Из пятого класса школы слепых меня забрали в Загорский детский дом для слепоглухонемых. <...> Остросюжетные книги, если с утра до вечера, я проглатывал по че тыре или даже пять брайлевских книг. <...> (Одна брайлевская книга — это между тре мячетырьмя печатными листами, примерно три с половиной. <...> Пять брайлевских книг в день — это не меньше пят надцати печатных («учетноиздательских», как пишется на обороте титульного листа каждой брайлевской книги, листов.) <...> Это эмоционально подготови ло меня к принятию работ Эвальда Васильевича Ильенкова, той теоретической модели коммунизма как общества поголовной талантливости, которую Ильенков разрабатывал, обосновывал и отстаивал. <...> <…> Вариант второй При ранней глухоте читательское становление очень осложнено, прежде всего, узостью словарной базы. <...> Почти на таком уровне в марте 1981 года я застал Юру Толмачева, воспитанни <...>