ШАКИРОВА4 , О.Н. ЮДИНА Формирование нравственных убеждений как задача воспитывающего обучения Цель исследования состояла в том, чтобы выяснить, влияют ли на формирова ние нравственных убеждений у школьников на уроках литературы разные соци альные условия, характерные для «доперестроечного» и «постперестроечного» пе риодов в истории нашей страны. <...> Представлялось важным и актуальным просле дить тенденции в нравственном становлении учащихся под влиянием тех перемен, которые происходят в современном обществе. <...> В теоретической части исследования мы исходили из понимания Н.А. Менчи нской нравственного убеждения как потребности человека поступать в соответ ствии с имеющимися у него нравственными знаниями, которая возникает в ре зультате единства («сплава») этих знаний с позитивным личностным отношением субъекта к ним. <...> Личностное же отношение рассматривалось с позиции концеп ции смыслообразования (А.Н. Леонтьев и его последователи) в качестве осознан ного (вербализованного) личностного смысла для человека тех или иных явлений действительности, включая знания. <...> В основе личностного смысла (невербализо ванного или вербализованного) лежат, как известно, эмоциональные пережива ния субъектом значимости для него указанных явлений. <...> В силу своей двоякой функции: оценочной и побудительной (С.Л. Рубинштейн), — эмоции, с одной стороны, делают усваиваемые нравственные знания основой для выбора ребен ком своего поступка, а с другой — порождают у него готовность действовать в со ответствии с этими знаниями. <...> Закрепляясь в опыте, эта готовность превращается в потребность, и в результате формируется нравственное убеждение — важней ший регулятор поведения людей в нравственной сфере их жизни. <...> Он обладает не посредственностью своего побуждающего воздействия и вместе с тем дает воз можность субъекту, в случае необходимости, выбрать вариант поведения, наибо лее отвечающий нравственной <...>