З.Н. НОВЛЯНСКАЯ Роль установок в развитии художественного восприятия Главной целью преподавания предметов эстетического цикла в общеобразова тельной школе, безусловно, можно считать достижение такого уровня художест венной культуры выпускника, который позволил бы ему самостоятельно, без по средника, понимать и принимать произведения искусства самых разных культур, времен, направлений, авторов. <...> Такой доступ к сокровищнице мирового искусства для широкого круга людей, получивших обычное среднее образование, возможен лишь при серьезных изменениях в программах и методах преподавания всех дис циплин, представляющих искусство в школе, в первую очередь музыки, изобрази тельного искусства, литературы. <...> Для того чтобы эти изменения были плодотворны, необходимо выработать об щий подход к проблеме, общие принципиальные представления о том, какие же качества помогают человеку адекватно воспринимать произведение искусства, не искажая замысла автора, не отвергая сразу непонятного и непривычного, а совер шая сотворческую работу по воссозданию художественного целого. <...> Такими каче ствами, с нашей точки зрения, можно считать сложившиеся ко времени оконча ния школьного обучения у выпускников адекватные установки — зрительские, слушательские, читательские. <...> Установкой в психологии называют возникшую у человека под воздействием прошлого опыта и обычно неосознаваемую избирательную готовность определен ным образом действовать в той или иной ситуации. <...> Напротив, неадекватная установка становится пре пятствием для результативного действия, требует осознания и преодоления своей неадекватности, т.е. должна быть перестроена. <...> В области искусства адекватной установкой можно считать готовность воcпри нимать искусство именно как искусство, т.е. как сотворенную художником услов ную модель мира, несущую в себе авторские смыслы и оценки, как особый худо жественный мир, созданный <...>