И письменное общение с родными или с самим собой не мо жет не принести желанных плодов: ребенок приохотится к записи, чтение ста нет подлинно добровольным, а значит, неминуемо усовершенствуется и его тех ника. <...> Общению с автором художественного произведения ребенка нуж но специально учить, и на это уйдут годы совместного чтения, а главное — об суждения книг. <...> В 1976 г. защитила кандида тскую диссертацию «Экспериментальное изучение последействия иррелевантного признака в перцептивной структуре простого объекта». <...> Автор более 110 научных статей, методических разработок и развивающих программ для школьников разно го возраста. <...> Психологические закономерности развития процессов смыслового анализа // На чальная школа. <...> № 7; Как преодолеть медленное чтение у школьников // На чальная школа. <...> М., 2001; 120 уроков психологического разви тия младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сфе ры учащихся I — IV классов). <...> Психологические закономерности развития процессов смыслового анализа При переходе в среднюю школу у многих учащихся возникают затруднения, связанные с неумением выделить в учебном материале существенное, главное. <...> Это значит, что при обучении в начальной школе у учеников не были сформиро 310 ваны нужные умственные навыки и мыслительные процессы, которые позволяют целенаправленно осуществлять смысловой анализ материала и выявлять в нем наиболее важное содержание. <...> В этом состоит одна из психоло гических причин снижения школьной успеваемости учащихся при переходе их в средние классы. <...> Важная задача, стоящая перед учителем младших школьников и представляю щая собой один из аспектов фундаментальной проблемы начальной школы — на учить детей учиться,— состоит в том, чтобы заложить психологические основы умения выделять существенное, начать формирование таких мыслительных действий, на основе и в результате осуществления которых и происходит понима <...>