Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1  / №5-6 2013

О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач (40,00 руб.)

0   0
Первый авторБожович
Страниц7
ID441356
Аннотация<...> Общепринятого понимания феномена и сущности чувства языка нет. К нему относят явления, которые имеют разную природу. Однако можно вычленить общие, разделяемые многими исследователями, характеристики его: оно является интуитивным компонентом восприятия и порождения речи, обеспечивающим непосредственное симультанное усмотрение человеком качественных (идиоматических, лексических, стилистических и т. д.) особенностей высказывания; по своим источникам чувство языка есть сплав результатов речевого опыта человека и усвоения специальных знаний о языке; основными функциями этого «чувства» считаются контроль и оценка человеком формы высказывания, ее правильности, привычности. <...>
Божович, Е.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач / Е.Д. Божович // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1 .— 2013 .— №5-6 .— С. 296-302 .— URL: https://rucont.ru/efd/441356 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Е. Д. БОЖОВИЧ О функциях чувства языка в решении школьниками семантикосинтаксических задач <.> <...> Общепринятого понимания феномена и сущности чувства языка нет. <...> Однако можно вычле нить общие, разделяемые многими исследователями, характеристики его: оно яв ляется интуитивным компонентом восприятия и порождения речи, обеспечиваю щим непосредственное симультанное усмотрение человеком качественных (иди оматических, лексических, стилистических и т. д.) особенностей высказывания; по своим источникам чувство языка есть сплав результатов речевого опыта чело века и усвоения специальных знаний о языке; основными функциями этого «чувства» считаются контроль и оценка человеком формы высказывания, ее пра вильности, привычности. <...> Выготского и его школы показывают, что развитие речи в онтоге незе не сводится к овладению материей языка (звуковым составом, словоформа ми и т. д.) <...> . В процессе практической деятельности и общения с окружающими ре бенок устанавливает связи между языковой и внеязыковой реальностью, овладе вая предметной и ситуативной отнесенностью языковых единиц и их значениями. <...> В дошкольном возрасте формируются первые эмпирические обобщения данных речевого опыта, свидетельствующие о дифференциации ребенком средств языка (А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, С.Н. Карпова, И.Н. Коробова и др.) <...> . В период школьного обучения спонтанно накапливаемый ребенком опыт не ос тается нейтральным к усвоению знаний о языке (Д.Н. Богоявленский, А.М. Орло ва, Л.И. Божович, С.Ф. Жуйков, Ф.А. Сохин и др.), но школьная практика не учи тывает в должной мере влияние опыта на учебную работу школьников. <...> Между речевым опытом и знаниями о языке возникает разрыв, особенно ощутимый при изучении синтаксиса: в речевой практике закрепляются, но не всегда осознаются ребенком связи плана содержания и плана выражения, определяемые в лингвис тике как внутренняя языковая форма; в школе же прорабатываются <...>