<…> Факты свидетельствуют о положительном влиянии широты познавательных интересов не только на разносторонность знаний, но и на формирование структу ры процесса понимания и мыслительных умений. <...> <…> Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в процессе по нимания получают свое отражение одновременно интеллектуальные и творчес кие возможности личности в их взаимодействии. <...> 1931) — свой профессиональный путь нача ла с работы учителем в школе. <...> М.В. Ломоносова, в 1955–1958 гг. обучалась в аспирантуре Психологического инс титута, где защитила в 1956 г. кандидатскую диссертацию «Восприятие и понима ние учащимися чертежа и условия задачи в процессе ее решения». <...> С 1958 г. рабо тает в Институте, в последние годы также преподает на факультете повышения ква лификации МГППУ. <...> В 1980 г. защитила докторскую диссертацию «Развитие пространственного мышления школьников» и создала научное направление, свя занное с разработкой системы личностноориентированного образования в школе. <...> Свыше 15 лет руководила городской экспериментальной площадкой, объединяв шей более десятка школ Москвы. <...> Профессор, действительный член Международ ной педагогической академии, Почетный работник общего образования Российс кой Федерации, лауреат премии Правительства РФ в области образования (2007). <...> Автор 300 научных работ по проблемам возрастной и педагогической психологии, среди них десять монографий. <...> М., 2000; Проблемы возрастной и педагогической психологии // Московс кая психологическая школа: История и современность: В 3 т. <...> И.С. ЯКИМАНСКАЯ Значение учебнометодической литературы в развитии умственной активности учащихся В условиях, когда все более возрастает объем знаний, подлежащих усвоению, повышаются требования к эффективности и качеству обучения, особенно острой становится задача формирования у школьников умения учиться, т. е. умения са мостоятельно овладевать материалом, работать с книгой <...>