Г.Г. ГРАНИК, С.М. БОНДАРЕНКО, Л.А. КОНЦЕВАЯ Установка На восприятие художественной литературы большое влияние оказывает пси хологический феномен, известный под названием «установка». <...> <.> Учителям литературы особенно важно познакомиться с этим феноменом, ко торый, возникая в процессе чтения, может как помогать пониманию художест венного текста, так и мешать ему. <...> Изучению установки в процессе восприятия художественной литературы по свящают свои исследования психологи и философы. <...> В Психологическом институте Российской академии образования в группе «Школьный учебник» А.Н. Самсоновой была защищена диссертация на тему «Роль установки в процессе понимания текста». <...> Расскажем о некоторых экспериментах из этого исследования. <...> Методика для изучения установки Психологические механизмы, обеспечивающие восприятие художествен ной литературы, полностью скрыты от глаз наблюдателя. <...> Поэтому проведен ные эксперименты не только дополняли, но и страховали друг друга. <...> Специ альной исследовательской задачей стало изобретение методики, которая позволила бы заглянуть в тайну процесса чтения. <...> Такая методика искус ственного замедления процесса чтения была разработана Г.Г. Граник, хотя идея медленного чтения живет уже давно. <...> Она присутствует в таких видах ра бот, как «чтение с комментариями», «комментированное чтение», в особен ности в исследовании Л.В. Щербы «Опыты лингвистического толкования стихотворений» и др. <...> Во время индивидуального эксперимента текст давался испытуемым по час тям, а они должны были рассказывать экспериментатору обо всех возникающих у них картинах, мыслях, ассоциациях. <...> В первой испытуемым давался текст, и они сами останавливались, когда хотели расска зать о своих мыслях и чувствах. <...> Замедленное чтение да еще осмысле ние читателем того, что в нем в это время происходит, изменяют условия чтения. <...> Между тем существует известное теоретическое положение С.JI. <...> Рубинштейна <...>