Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635213)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Дружба народов  / №12 2013

Что нас не разочарует? (80,00 руб.)

0   0
Первый авторМелихов Александр
Страниц5
ID440990
АннотацияМелихов Александр Мотельевич — прозаик, публицист, постоянный автор «Дружбы народов». Последние публикации в «ДН»: «Преодолеть ужас» (№ 7, 2012); «Закваска Брейвика и закваска Саррацина» (№ 11, 2012); «Подручный Орфея». Роман (№ 4, 2013)
Мелихов, А. Что нас не разочарует? / А. Мелихов // Дружба народов .— 2013 .— №12 .— С. 169-173 .— URL: https://rucont.ru/efd/440990 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Публицистика Александр Мелихов Что нас не разочарует? <...> Когда я в первый раз прочел этот роковой вопрос, — можно ли писать стихи после Освенцима? — на меня произвела сильное впечатление высота духа того, кто его задал. <...> Почему умываться после Освенцима можно, а писать стихи нельзя? <...> Ведь не только поэзия, но и гигиена не сумела предотвратить кошмаров двадцатого века. <...> Причем без умывания вполне можно обойтись, а без поэзии никак, ибо лишь она — важнейшая склонность нашей психики к самообороне, к изображе нию реальности не столь безжалостной и безобразной, какова она есть, — и позволяет нам выживать, а иногда даже чувствовать себя счастливыми. <...> И вообще, откуда взялось такое тотальное разочарование в культуре, если массовые истребления людей — это вполне рутинные и многочисленные эпизоды человеческой истории? <...> Видимо, дело в другом — прежние зверства (хотя при чем тут звери, звери не убивают во имя идеалов), — прежние ужасы творили люди «дикие», а ужасы двадцатого века — люди «просвещенные». <...> По этому разочарование в «просвещении» острее прочих и ощущают люди, рабо тающие на ниве просвещения. <...> Их чувства самым полным образом выражены в статье знаменитого деятеля школьного образования Евгения Ямбурга «Как сло во наше отзовется? <...> . «Вертикальная линия педагогического креста, возводимая столетиями с верой в бесконечные возможности человека, во всемогущество просвещения и связанного с ним поступательного прогресса, в двадцатом столетии с его пото ками пролитой крови дала трещину. <...> Эта данность, осознаваемая сегодня интел лектуалами во многих странах мира, повсеместно порождает кросскультурный шок, всеобщую растерянность, которая в свою очередь оборачивается мрач ным констатирующим приговором, на котором настаивают некоторые культу рологи: просвещенческая парадигма себя исчерпала. <...> Прекратить просве щение детей и юношества на том основании, что его плоды оказались слишком горькими <...>