РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ЗАДАНИЯХ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ RUSSIAN LITERATURE IN JOBS OF ALL-RUSSIAN OLYMPIAD АНИКИН Антон Андреевич – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Московского государственного университета дизайна и технологий (e-mail: kabram@yandex.ru). <...> Аннотация: в статье рассматривается опыт проведения олимпиады для школьников по литературе как пример неадекватного отражения предмета в образовательной деятельности. <...> Ключевые решения связывались всегда с выбором материала: ввести в школу «Преступление и наказание» или нет (1960-е), ввести ли «Архипелаг ГУЛАГ» (2000-е)… Выбор авторов и произведений – это формирование представления о сути нашей литературы, которое может оказаться прямо противоположным нашим ценностям. <...> Если образовательные стандарты действуют достаточно длительное время, то уже около 20 лет в российском образовании активно задействован процесс, в котором выбор материала и методических решений способен обновляться ежегодно, - это олимпиада. <...> Всероссийская олимпиада школьников стала значительным процессом в системе школьного образования: это событие длится весь учебный год, переходя от этапа к этапу (школьный, окружной, региональный, федеральный). <...> Во 44 Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института № 1(21) 2015 Русская литература в заданиях всероссийской олимпиады школьников многих школах или округах работа с участниками олимпиады ведется последовательно и становится регулярным факультативным мероприятием. <...> ВШЭ рассматривает олимпиаду под девизом «Давайте помнить, что литература – веселая штука» [1]. <...> На финал вынесены 6 литературных произведений для т.н. «целостного анализа». <...> Собственно, задание первого тура в каждой из трех возрастных групп (9-10-11 кл.) формулируется одинаково – «Дайте целостный анализ предложенного текста», на выбор – проза или стихи. <...> При легкости в задумке такой темы все же нельзя не заметить, что качественный целостный <...>