Русская школьная библиотечная ассоциация Ирина ТИХОМИРОВА ВОЙНА И ГУМАНИЗМ Начало в № 10-2014 г. Раздел 15 СИРОТСТВО Как известно, война – это ненависть, а гуманизм – это любовь. <...> Совместимы ли эти понятия, когда речь идет о взаимоотношениях врагов? <...> Они не совместимы, если их орудия смерти направлены друг против друга. <...> «Пусть ярость благородная вскипает как волна» – пелось в песне военных лет. <...> «Наука ненависти» так озаглавил Михаил Шолохов свое произведение, написанное в 1942 году. <...> «Я призываю к ненависти», вторил Шолохову своим произведением Алексей Толстой. <...> Но случались на войне ситуации, когда враг оказывался безоружным, беспомощным и ждал пощады, когда за ним не скрывался убийца. <...> Тогда писатели воспринимали войну как испытание гуманизма, утверждавшегося в самых негуманных условиях. <...> Способность сострадать, проявить милосердие к беспомощному человеку, не замешанному в кровавом преступлении – это и есть гуманность человеческой души. <...> , «Немец в валенках» О РАССКАЗЕ СЕРГЕЯ АЛЕКСЕЕВА «ДАНКЕ ШЕН» Сергей Алексеев (1922–2008) – советский детский писатель. <...> 2 Перед Великой Отечественной войной учился в авиационном Приложение к №4, 2015 Проект «Читающая мама — читающая нация» училище, и война застала его в полевом лагере недалеко от границы. <...> Для писателя Алексеева дороже всего – идеи патриотизма, верности Родине, о ком бы он ни рассказывал – о полководцах или о рядовых солдатах. <...> Рассказ «Данке шен» говорит о последних днях войны, когда наши войска уже находятся в Берлине. <...> Уставшие от боев солдаты, находясь у походной кухни, подкрепляются кашей. <...> Но им еда – не еда, когда они видят голодных немецких детей, их молящие глаза. <...> Мстительное чувство по отношению к врагу сменяется доброжелательством к немецким детям. <...> Все, кто подошли к кухне с мисками и тарелками, были накормлены. <...> Но фашистский летчик, из злого чувства, то ли на наших солдат, то ли на голодных немецких детей, сбросил бомбу на походную кухню. <...> Сергей АЛЕКСЕЕВ <...>